Как это ни покажется странным, но сегодня у нас ни одно официальное ведомство не может назвать, даже приблизительно, аргументированную цифру того ущерба, который наносится природе и экономике государства браконьерством. Ни органы охраны природы, ни другие органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за охраной и использованием природных ресурсов, ни охотпользователи не афишируют и не желают показывать реальную цифру ущерба от незаконной добычи диких зверей, птиц и рыб на закрепленных территориях.
Фото Yankech gary/Flickr.com (CC BY-ND 2.0)
Зачастую падение численности диких животных в охотоугодьях умышленно списывают на волков, на мелиорацию, химизацию, интенсификацию сельского хозяйства, гибель от транспорта на дорогах.
Но ни слова о потерях от браконьерской деятельности человека.
В чем же причина откровенного сокрытия должностными лицами такого социального зла, как браконьерство, — открытого незаконного хищения природных ресурсов на охраняемых территориях?
Если говорить конкретно об охотничьем хозяйстве, то, очевидно, причин здесь несколько, и в первую очередь — это нежелание некоторых охотпользователей расписаться в собственном бессилии перед армией богатых и хорошо оснащенных браконьеров и боязни начинать серьезную борьбу с ними.
Вторая причина — коррупция.
Третья причина — некомпетентность некоторых уполномоченных должностных лиц в сфере лесного и охотничьего хозяйства и надзора за природопользованием в вопросах организации и осуществления на практике действенной борьбы с браконьерством.
На сегодняшний день статистические структуры не располагают сколько-нибудь достоверными данными о количестве незаконно добытых диких зверей и птиц и о том ущербе, который нанесен дикой природе от этой незаконной охоты.
Может, и нет у нас этого самого браконьерства и не стоит обращать внимания на имеющиеся факты ввиду их незначительности?
Но, оказывается, не все так просто. Сегодня в каждом районе, в каждом отдельно взятом охотничьем хозяйстве есть, если хорошо поискать, теневая статистика того, сколько и каких диких охотничьих животных незаконно добыто, кем, когда, где и как, кто им помог.
Очень жаль, что эта информация никем не востребована, и по большому счету ею владеют в основном местные жители, главным образом — местные охотники. В каждом, любом, подчеркиваю, населенном пункте. Это много или мало? Это катастрофически много — по всей стране!
Как сделать так, чтобы эта информация стала доступной для уполномоченных на борьбу с браконьерством организаций и лиц и стала бы основополагающей в борьбе с браконьерством и в оценке работы, проводимой охотпользователями в этом направлении — и в этом, по-моему, ключ к решению задачи организации эффективной работы по борьбе с браконьерством.
Огромные территории закрепленных, арендуемых охотничьих угодий не позволяют охотпользователям изыскивать достаточное количество материальных ресурсов для организации надежной охраны охотугодий.
Это главная беда на сегодня, хотя вина за это лежит только на охотпользователе, который не рассчитывал или не выделил свои финансовые средства на эти цели, берясь за ведение охотничьего хозяйства.
На первое место поставлена задача освоения лимита добычи — с целью получения прибыли, а вот биотехнические мероприятия, в том числе и охрана угодий от браконьеров, главным образом в очень и очень многих охотничьих хозяйствах, поставлены лишь на бумаге. И действительно, что может сделать один штатный егерь на закрепленном за ним участке в 20–30 тысяч гектаров? Да хоть и в 10 тысяч. Ничего — потому что он один.
Значит, в каждом охотничьем хозяйстве задача егерю должна быть поставлена не столько отловить браконьера, сколько владеть достоверной и оперативной информацией о личностях потенциальных браконьеров, их места сбора, ночевок, датах охот, периодичности этих охот, о подпольных незаконных организаторах этих охот, путях подъездов-выездов, о транспорте, собаках, оружии и т.д.
Именно этой информацией обязан располагать егерь, охотовед для того, чтобы правильно спланировать и организовать рейд по поимке браконьеров с поличным или предотвращения самого факта браконьерства.
Нет возможности выехать с уполномоченными лицами на задержание? Достаточно поставить в известность самих браконьеров о раскрытии их преступных планов и замыслов — и этот факт станет не хуже самого задержания их в угодьях.
Проверено на практике, что браконьеры, которые чувствуют за собой слежку, которые знают, что они «на контроле», делают ошибки, нервничают, остерегаются, а то и вовсе «ложатся на дно», т.е. практически перестают быть опасными для общества и самих диких животных.
И такое решение вопроса тоже частичный выход из положения при отсутствии реальной возможности проследить и задержать браконьеров. Профилактика браконьерства в виде собраний с охотниками, выступления на радио, телевидении, в СМИ — вообще для охотпользователей очень часто, к сожалению, незнакомое, непонятное и на взгляд многих доморощенных охотоведов и егерей — бесполезное дело. А очень даже зря.
Руководитель охотничьего хозяйства просто обязан позиционировать проблемы и достижения своего ведомства в средствах массовой информации, особенно районного масштаба, в этих же средствах не реже раза в месяц проводить разъяснительную и профилактическую работу по вопросам борьбы с браконьерством.
На конкретных примерах рассмотренных административных или уголовных дел, возбужденных за незаконную охоту, лесную прорубку или пал, за незаконную рыбную ловлю целесообразно доводить до населения мысль о неотвратимости ответственности за нарушение природоохранного законодательства.
Проводимые хотя бы два раза в год собрания с охотниками района (перед открытием и закрытием сезонов охот, например), если оно поставлено правильно и продуманно, наполовину сокращает желание многих из них незаконно охотиться.
|
Фото Дмитрия ВАСИЛЬЕВА |
Во-первых, на таких собраниях лично руководителю охотничьего хозяйства следует открыто показать себя и свою компетентность, лояльность по отношению к законопослушным охотникам, озвучить задачи и достижения охотпользователя в сфере борьбы с браконьерством и при прямом, открытом личном контакте показать отдельные и интересные факты, указать суммы штрафов, исков, раскрыть подробности некоторых эффектных задержаний, выслушать проблемы охотников и постараться на месте их решить.
Во-вторых, следует открыто предлагать сотрудничество охотникам, особенно местным, в вопросах сбора и предоставления информации по деятельности браконьеров. Необходимо открыто представить охотникам и простым людям канал для оперативной связи с егерями и, главное, с руководителями охотничьих хозяйств, с инспекциями, потому что браконьеров должны ловить не местные охотники, не егеря-лесники в одиночку, а профессионалы.
Проверенные, компетентные, сильные физически и морально, соответственно экипированные, кристально честные и, главное, уполномоченные на то законом люди, которые физически и по закону в состоянии это сделать в любое время суток и в любое время года.
Не умаляя роль имеющихся инспекций и контрольно-надзорных органов в сфере охотничьего, рыбного и лесного хозяйств, хочется отметить, что их материальное оснащение и правовой статус требуют значительного изменения с целью улучшения эффективности их деятельности. Но и это очень важно, и их, инспекций, связь с небезразличными людьми на местах неоправданно занижена.
Большинство оперативной информации по случаям браконьерства добывается спонтанно, со слов случайных людей, а егеря, лесники, простые охотники остаются в стороне. Понятное дело — егеря и лесники живут рядом с браконьерами или просто боятся приезжающих на незаконную охоту богатых бар.
Но егерь, пусть и не задерживает этих самых соседей-бар, но он должен проводить с ними профилактические беседы и, более того, владеть информацией, отслеживать замыслы к незаконной охоте, рыбной ловле или самовольным порубкам. Это его, егеря, хлеб. Деятельность всевозможных самодеятельных и общественных бригад по борьбе с браконьерством, конечно, нельзя сбрасывать со счетов.
Но следует отметить, что их работа должна носить, прежде всего, профилактический характер. Такие бригады могут исследовать следы браконьерства, проводить проверку документов на охотах и на лесных разработках, организовывать работу оперативных служб контроля и надзора за соблюдением природоохранного законодательства.
Но трудно представить, как гражданские, необученные люди станут преследовать, задерживать и применять какие-то спецсредства при задержании вооруженных и дерзких, зачастую в состоянии алкогольного опьянения, нарушителей. Тем более если тем есть что терять. В этих случаях жизнь и здоровье таких общественных инспекторов или егерей-одиночек подвергается самой непосредственной опасности.
Поэтому рейдовые бригады общественников в первую очередь должны заниматься сбором информации: где происходит незаконная порубка, стоки вредных отходов, незаконная охота и так далее. Рано или поздно такая информация будет востребована.
Но и егерь должен точно знать, что если он раскрыл преступный замысел о проведенной или планируемой незаконной охоте, то его информация точно останется конфиденциальной и точно будут приняты неотложные оперативные меры по пресечению браконьерства.
Только тогда егеря заработают в сфере охраны угодий по-настоящему и только тогда этих егерей начнут уважать браконьеры, а значит, и бояться ответственности.
Но главная задача по борьбе с браконьерством должна все-таки ложиться на специально уполномоченные и специально подготовленные на то государственные органы. В этом плане интересен опыт Беларуси.
Кроме государственных органов природопользования и охраны окружающей среды, кроме егерской службы охотпользователей, государственной лесной охраны, общества охотников и рыболовов и общества охраны природы, которые в силу своих уставов и полномочий занимаются вопросами охраны лесов, недр и охотфауны, в стране создана независимая Государственная инспекция по охране растительного и животного мира при президенте Республики Беларусь. Инспекция имеет хорошую материальную базу и правовую поддержку законодательства страны, независимость от госорганов.
Автомобильный и водный транспорт с достаточным запасом топлива, средства связи, экипировка, боевое оружие, законные широкие полномочия, достойная зарплата и социальные гарантии позволили инспекции в кратчайшие сроки стать одним из главных действующих инструментов в борьбе с браконьерством в стране, а также и самым «высокопродуктивным» в этом плане государственным органом.
Инспекция находится постоянно и круглосуточно в активном мобильном передвижении по территории всей страны, и никто не знает их путей передвижения, никто точно не знает их источников информации. Такие инспекции созданы во всех областных центрах, а также созданы и подконтрольные им межрайонные участки инспекций.
Проверка соблюдения природоохранного законодательства проводится ими в лесном и охотничьем хозяйствах, в рыбном и в сельском хозяйствах независимо от форм их собственности.
Что касается сферы охраны лесного, охотничьего фондов и рыбных запасов, то номера контактных мобильных телефонов этой инспекции имеются во всех справочниках, и они широко используются простым населением для сообщений о готовящемся или происходящем нарушении природоохранного законодательства в конкретном регионе, о сокрытии должностными лицами таких нарушений, о животных, птицах или рыбах, попавших в бедственное положение.
Примечательно, что позвонить можно в любое время суток и даже в праздничные дни: реакция будет однозначной — немедленный выезд.
Сегодня ни для кого не секрет, что суть браконьерства — антигуманная, античеловечная и противозаконная.
Браконьерство — непростая социально-экономическая проблема. Борьба с браконьерством в наше время должна получить новый импульс в соответствии с теми новыми процессами, происходящими в обществе, и теми задачами, которые стоят перед обществом.
Например, в сфере охотпользования: сохранить лучшие традиции русской классической и современной охот и при этом не нарушить хрупкую динамику численности популяций диких охотничьих зверей и птиц и то относительное равновесие, баланс в этой сфере, которые не без труда сегодня удается удерживать.
Браконьерство такой баланс разрушает втихаря, подло, исподтишка, но тем не менее довольно ощутимо. И если сегодня не заниматься проблемой незаконного природопользования всерьез, если не усилить охрану наших природных ресурсов компетентными и работоспособными специально уполномоченными государственными структурами, снабдив их всем для этого необходимым, если не пересматривать нормативно-правовую базу по обязательному эквивалентному возмещению нанесенного браконьерством ущерба, тем самым выбив у браконьеров опору из-под ног, то простым увеличением штрафов и разговорами мы ничего не добьемся — экологический баланс будет нарушен — и, возможно, безвозвратно.