Вы знаете про такой «экологический» телеграмм-канал «Зеленый» змий»? При посещаемости порядка 4000 человек кажется странным, что он вообще существует до сих пор. Я бы и не заходил на его страницу, но по работе приходится. Почему не заходил бы? Просто информационный ресурс там разбодяжен специфической «аналитикой» в стиле «все в дерьме, а я в белом фраке», и читающему не очень приятно щуриться на этот белый фрак.
фото: Fotolia.com
На самом деле никакой аналитики в буквальном смысле этого слова – с цифрами, выкладками, ссылками, мнением специалистов – там нет.
Забавно то, что в этом – отсутствии цифр и мнений специалистов – «Зеленый» змий» упрекает кого угодно, только не себя.
Существуют экологические организации в России, которые серьезно изучают ситуацию в «горячих точках», пытаются разобраться в проблеме и выступают с предложениями. «ЗеЗе» (рука не поднимается повторять полностью название канала) отличается исключительно диванной «аналитикой» с выраженной контрпродуктивной сущностью – «специалисты» канала даже не ищут, к чему бы придраться, они выдумывают, высасывают проблему из пальца и подают ее аудитории так, будто знают что-то такое, о чем «не только лишь все, а мало кто» даже догадывается.
Поскольку высасывается у них как-то с трудом, любую новость, любую информацию и стоящих за ними чиновников они подкалывают, демонстрируя перлы слоновьего остроумия. Регулярными объектами подколок «ЗеЗе», как нетрудно догадаться, являются министр МПР РФ Александр Козлов, заместители министра, глава Росприроднадзора Светлана Радионова, руководство департаментов, рабочих групп.
В особой немилости у «ЗеЗе» охотники – он же «зеленый» змий-то. В особом приоритете – самовосхваление. Если кем-то из высокопоставленных чиновников, тем или иным ведомством принимается решение, то «ЗеЗе», потупив свои змеиные очи, делится откровением: по итогам наших публикаций…
По понятным причинам, я обращаю внимание прежде всего на информацию, касающуюся охоты и охотничьего хозяйства.
Вот фото Сергея Ястржембского с трофеем барана, добытого в Таджикистане с подписью: «Сергей Ястржембский с новой жертвой…» Вот еще язвительный пост: «Вдоволь натешившись американским «Клабхаусом», глава Росприроднадзора Светлана Радионова и руководитель Росводресурсов Дмитрий Кириллов создали свою, патриотическую комнату на радио «Комсомольской правды»…
А вот и знакомое до боли «По итогам наших публикаций и открытого письма экспертов министру Александру Козлову…» Дальше речь идет о том, что «охотничий департамент Минприроды» признал техническую ошибку, допущенную в тексте новых Правил охоты и касающуюся 15-ти километровой зоны от береговой линии Северного Ледовитого океана, где запрещена охота на водоплавающих.
А в чем суть проблемы, спросите вы. В том, что в пункте 62.33 Правил охоты оговорен запрет на «осуществление любительской и спортивной охоты на водоплавающую дичь в общедоступных охотничьих угодьях, расположенных на расстоянии НЕ менее 15 километров вглубь материка от установленной береговой линии морей Северного Ледовитого океана и Берингова моря на территориях Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), за исключением осуществления охоты коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, расположенных на указанной территории, и для которых охота является основой существования».
|
фото: Fotolia.com |
Вообще сходу это «не менее 15 километров» понять трудно. Но при внимательном рассмотрении понимаешь, что не менее – это значит более, и получается, что нельзя охотиться нигде, кроме как в 15 километрах от береговой линии. На самом деле понятно, что в проекте документа имелось в виду противоположное – нельзя охотиться как раз в пятнадцатикилометровой зоне.
И вот по этому поводу «ЗеЗе» вдруг забился в истерике (орфография источника сохранена):
«…с 1 марта в России уже началась весенняя охота, в том числе на селезней уток. И разумеется, Минприроды не успело изменить Правила. Это означает, что сейчас в Мурманской и Архангельской областях, Ненецком, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, Красноярском крае и Якутии охота ошибочно проходит только в 15–километровой зоне от береговой линии, либо (в нарушение ошибочного, но запрета) на всей территории указанных субъектов РФ».
Можно было бы и не комментировать то, как «ЗеЗе» рвет на груди рубаху, но комментарий позволит мне, уже как редактору охотничьего журнала и члену Научно-технического совета МПР РФ, обратить внимание читателя на несколько важных для российских охотников моментов.
Сначала пара слов по поводу технической ошибки. Технические ошибки неприятны, но, к сожалению, избежать их очень сложно. Дело в том, что подготовленный любым ведомством проект документа проходит большое количество согласований до утверждения окончательной редакции, и каждая из инстанций может вносить свои правки. Это различные федеральные и региональные органы исполнительной власти, общественные организации (в данном случае – РОРС, WWF, и с последней организацией вообще была многомесячная история разбирательств), Аналитический центр при Правительстве РФ, рабочая группа по регуляторной гильотине.
Например, Минюст сделал правку, перепутав статью 57 часть 2 со статьей 56. В результате всех этих перипетий возникает консолидированная редакция документа, которую разработчик проекта уже не может исправлять по своему желанию. Но не все потеряно, исправление может внести… общественность!
Документ в финальной редакции размещается на regulation.gov.ru для широкого обсуждения.
Казалось бы, тут критикам и карты в руки! Указывайте на ошибки и опечатки! Но нет, общественное обсуждение закончилось, конструктивных предложений и замечаний, с которыми согласились бы все заинтересанты, не поступило. Обзвон руководства регионов также не выявил желающих что-то поменять в документе.
И вот, когда дождались подписания документа министром, «ЗеЗе» надумал осчастливить мир сообщением о своей наблюдательности – разглядели лишнюю частицу «не»! А отсюда – всплеск «диванной» аналитики: все пропало, шеф! клиент уезжает, гипс снимают, охоту уже открыли и по всему побережью Северного Ледовитого океана охотники пачками валят уток с гусями там, где нельзя.
Я прям в восторге от эрудированности «экспертов» телеграмм-канала. Они лучше всех знают, что охота на северах открывается месяца на полтора-два раньше, чем на юге, и сейчас в Архангельске самый пролет уток в сполохах северного сияния, где под минус тридцать по Цельсию.
В этой связи любопытно было бы узнать, почему «эксперты» «ЗеЗе» считают своих читателей идиотами. Впрочем, у всех свои приемы общения с аудиторией.
Разумеется, это злосчастное «не» будет удалено из Правил до того, как открытие охоты доберется к середине мая до перечисленных в пункте 62.33 регионов, и мертворожденная буря, которую пытались поднять в стакане воды не в меру ретивые «эксперты» «ЗеЗе», так в нем (в стакане) и утихнет, не начавшись.
Кстати, обращу внимание охотников на то, что и в 15-ти километровой зоне охота возможна в угодьях, которые не относятся к категории общего пользования. А в последних охота возможна для КМНС и постоянно проживающих на указанной территории граждан, для кого охота является основой существования.
Теперь о том, что может быть по-настоящему интересно всем охотникам. Готовя проект новых Правил охоты, департамент поставил перед собой задачу предоставить максимум свободы регионам, исходя из того, что на местах виднее, чем из федерального центра. И это удалось сделать.
То есть теперь каждый субъект может открывать охоту по уму и не единовременно на всю территорию, а по муниципалитетам. Что это значит? Это значит, что в каждом районе могут быть свои сроки открытия весенней охоты. Это то, о чем мечтало большинство любителей весенней охоты!
|
фото: Fotolia.com |
Только вот субъекты то ли не поняли, то ли просто не хотят шевелиться, и практически повсеместно этой возможностью не воспользовались. Федеральная структура дала «зеленый свет», а региональная инертность его видеть не желает. И когда откроют охоту поздно или слишком рано, опять все претензии охотники будут предъявлять федеральному департаменту, совершенно незаслуженно винить его во всех проблемах.
Не надо так делать, господа охотники, требуйте от региональных властей исполнения ими своих функций, а возможностей у них для этого, в соответствии с новыми Правилами охоты, предостаточно.
Я разговаривал с руководителями охотничьей отрасли в нескольких субъектах. С установлением сроков весенней охоты есть проблема, которая сводится к черепашьей скорости бюрократических процедур. По закону, открыть охоту должен глава субъекта. Разумеется, это оформляется приказом, в котором указаны сроки открытия-закрытия.
Готовит этот приказ, как легко догадаться, не сам глава администрации, а соответствующая региональная структура. Так вот бюрократическая машина устроена так, что документ со стола охотничьего начальника до стола главы администрации идет зачастую не меньше месяца через целый ряд инстанций.
Это не чья-то прихоть – документ проверяют на отсутствие каких-нибудь глупостей, чего-то противозаконного и так далее. За месяц бывает не всегда понятно, какой окажется весна и, соответственно, когда полетит птица, поэтому обычно устанавливают сроки, которые были до этого уже несколько лет.
И если в течение этого месяца (с момента подачи документа в первую инстанцию) становится понятно, что охоту нужно открывать раньше, то новый документ готовить бесполезно – он должен будет пройти опять все те же инстанции в течение еще одного месяца.
Хорошо тем регионам, где глава администрации охотник – он или сам с охотничьим начальством накоротке и может ускорить процесс до нескольких дней, или вообще передать особым распоряжением право на установление сроков весенней охоты этому самому начальству.
Наверное, последнее было бы самым удобным вариантом для всех регионов. Но тут все опять же зависит не от федерального департамента, а от человеческого фактора на местах. Требуйте, как говорится, долива после отстоя пены от местных чиновников!
И еще. Новым Правилам охоты нужно время, чтобы практикой их применения проверить, насколько они работоспособны. На НТС мы договорились, что через год обсудим эту самую практику и постараемся исправить недостатки, которые будут обнаружены.
Сообщайте о возникающих проблемах в Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства МПР РФ. Постарайтесь только делать это не так, как принято у «ЗеЗе», а своевременно. Вам ведь нужны нормальные правила охоты, а не демонстрация навыков, приобретенных в школе злословия.