В соответствии с законом, всякая некоммерческая организация, к коим и относятся наши общественные объединения, «может осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует этим целям».
Где завуалировано, а где и прямо, на первый план пропихивается в уставах исключительно охота в коммерческих целях, со всеми вытекающими, как говорится, последствиями. Фото: Fotolia.com
Ознакомиться с новой редакцией устава можно по ссылке: https://goo-gl.ru/Qhsyg
Часть 1. Коммерческие «некоммерческие» организации
Не так давно на сайте ВОО-ОСОО опубликована и предложена для обсуждения очередная новая редакция устава (ссылка) нашей общероссийской организации — Военно-охотничьего общества.
— Шо, опять?! – спросит с иронией, возможно, какой-нибудь достопочтенный читатель, помнящий мои публикации на эту тему двухлетней давности.
Да уж, как-то затянулась наша кампания по приведению в соответствие с законодательством нашего главного документа. Как нас ещё не распустили…
Честно говоря, лично я не понимаю в чём сложность этого процесса с технической стороны. Казалось бы, вот вам законы, вот вам бумага, вот вам предложения, вот вам обсуждение. Делов то!
Но, годы идут, да что там годы – пятилетия проходят, а воз и ныне там. Посему, причины вовсе не технические, я полагаю, и кроются в другом. Впрочем, в данной статье я вовсе не собираюсь вникать в истинные причины затянувшейся кампании и заниматься критикой авторов предложенной редакции устава!
Напротив, прежде всего, я выражу рабочей группе ЦС ВОО глубокое уважение хотя бы за то, что оформили наконец-то наш устав так, как и должно оформлять любой текстовый документ – он стал читаемым! Да и в целом, я в большей части вполне доволен новой редакцией устава.
Тем не менее, я ведь не зря взялся за перо вновь. Я доволен проектом в большей части, но не в основной! Вот об этом и выскажу своё мнение.
И надеюсь, что к нему прислушаются не только рабочая группа ЦС ВОО-ОСОО, но и отдельные председатели и Советы региональных и межрегиональных общественных объединений, входящих де юре или де факто в структуру общероссийского Военно-охотничьего общества.
И даже в большей части, я пишу эту статью именно для региональных председателей и Советов, которые в разные периоды тоже «стряпают» свои уставы, да простят пусть они меня великодушно за такое сравнение.
В этом году, такая же «тяжкая» участь постигла, например, и наше региональное отделение…
Кто вспомнит наши уставы ушедшей эпохи, тот вспомнит и одну из целей наших организаций (не дословно):
«удовлетворение потребностей членов организации в занятии охотой, рыбной ловлей, охотничьим спортом…» и т.д. и т.п.
И давайте не лицемерить уже! Наряду с другими важными целями наших организаций, именно эта цель всегда была основополагающей в общественных охотничьих организациях. Вокруг именно этой цели объединялись и объединяются ныне охотники-любители.
Естественно, эта основополагающая для нас цель предполагает и заботу о природных богатствах, и охрану животного мира, и воспроизводство охотничьих ресурсов, и воспитание своих членов в духе охотничьей этики и бережного отношения к природе, и популяризацию охотничьих видов спорта, и пропаганду здорового образа жизни и пр., и пр.
Но основа то объединения какая? Правильно! Спортивно-любительская охота и нечего нам тут кривить душой!
Нормы права обязывают юридические лица — общественные объединения, строго соответствовать в своей деятельности тем целям и предмету, которые зафиксированы в их уставах. Закон есть закон! Его надо исполнять!
|
Знаю, что отдельные «выдающиеся» охотоведы отдельных общественных организаций, спят и видят, чтобы «лечь» под платежеспособную клиентуру и плевать им на всех остальных членов своей организации. Фото: Семина Михаила |
Вот только по факту получается, что «под этим соусом», отдельные председатели наших отдельных организаций, самолично, либо под воздействием предприимчивых «прилипал», подменяют понятия и, вместо нашей основополагающей цели, усердно стараются пропихнуть в уставы «цели и предмет», направленные исключительно на коммерциализацию своей деятельности и вовсе не в интересах своих членов.
К сожалению, можно констатировать на сегодня, что создание благоприятных и равных условий для своих членов в занятии той самой спортивно-любительской охотой, рыбной ловлей и пр. – уже не цель и не предмет заботы наших отдельных председателей и Советов.
Где завуалировано, а где и прямо, на первый план пропихивается в уставах исключительно охота в коммерческих целях, со всеми вытекающими, как говорится, последствиями. Замечу, что упоминание об охоте спортивно-любительской в наших уставах и вовсе отсутствует.
В этой связи, хочу напомнить тем председателям, кто плохо знаком с охотничьим законодательством, что в соответствии с законом об охоте (ст.14 ФЗ-209), члены наших общественных организаций, как и вообще основная масса охотников России, осуществляют в наших охотничьих угодьях именно спортивно-любительскую охоту.
А также хочу напомнить о том, что и общероссийский классификатор видов экономической деятельности прямо предусматривает такой её вид, как «деятельность, связанная со спортивно-любительским рыболовством и охотой»! Код 93.19, если кто не знал! Не стесняйтесь, включайте его в уставы!
Это именно то, ради чего мы когда-то объединились! Наряду с «замшелым» кодом 94.99 (деятельность прочих общественных организаций), код 93.19 и должен быть основным в уставах наших общественных организаций! А не код 01.70, который, впрочем, также имеет право на жизнь в общественной организации, но несколько для иных целей! Для каких?
Всегда и ранее, воспроизводство охотничьих животных, например, было и целью и предметом деятельности общественных охотничьих организаций (в уставах во всяком случае). Но как же изменилось к этому отношение у отдельных наших председателей и «охотоведов» именно сейчас, с появлением в законе об охоте права на вольерную «мясозаготовку»!
Ранее, разведением охотничьих животных по факту, а не на бумаге, занимались по всей России, пожалуй, единицы охотпользователей! А тут вдруг, все загорелись заботой об охотничьих животных и об их восполнении в охотничьих угодьях. С чего бы это…
В связи с вышеизложенным, я хотел бы пояснить отдельным предприимчивым персонажам в наших организациях, что означает такой вид деятельности как «охота, отлов и отстрел в коммерческих целях» (код ОКВЭД-01.70) в условиях общественной организации. В частности – охота и отстрел в вольере!
В соответствии с законом, всякая некоммерческая организация, к коим и относятся наши общественные объединения, «может осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует этим целям».
|
Сорок процентов потери членов организации за одну пятилетку правления – это не в ОБЕФО причина! Это итог выбранного вектора деятельности отдельных председателей и членов Советов. Фото: Семина Михаила |
Это положение вовсе не обязательно прописывать в уставах для галочки, как это делают некоторые. Его надо просто исполнять! Если кому неясен смысл формулировки в кавычках, то обращу их внимание на то, что всякая коммерческая деятельность в общественной организации должна осуществляться, прежде всего, в интересах самих членов и без всякого в этом стеснения (вспомним о вышеупомянутой цели, ради которой мы объединяемся).
А не только лишь в интересах штатного председателя, к примеру, главбуха и приближенных к ним лиц или групп.
Например, если после десятков лет бездействия по части биотехнии, какому-то охотоведу или председателю замечталось вдруг создать в хозяйстве вольер и разводить охотничьих животных, то они должны понимать ясно, что прибыль от сего мероприятия впоследствии, должна работать на обеспечение интересов членов организации, прежде всего, а не наоборот.
В финансовом выражении это подразумевает, что любая коммерция в общественной структуре должна именно снижать финансовую нагрузку для своих членов, а не наоборот. И совершенно не важно, кто инвестирует в проект изначально. Сами члены организации или стороннее лицо по договору.
Различие может быть только в схемах построения проекта и в формах дальнейшего хозяйствования. Если сегодня, к примеру, в наших угодьях на 40-ка тыс.га. пусто (условно), а завтра мы запустили на двух тыс.га. вольер в целях восполнения ресурсов, то это не значит, что завтра же мы можем организовывать вольерную «охоту». Только послезавтра!
И только тогда, когда численность разводимого вида, не только в вольере, но и на остальных 38-и тыс.га., хотя бы приблизится к оптимальной численности для устойчивого сохранения популяции.
А если речь идёт о разведении в вольере несвойственного для определённых мест вида животных, и без планов его выпуска в угодья, то прибыль от сего мероприятия так же должна работать на обеспечение устойчивого сохранения местных популяций вокруг вольера и на создание благоприятных условий охоты на них для членов своей организации.
Иного положения дел в общественной организации, по моему глубокому убеждению, и быть не может. Когда в вольере густо, а вокруг пусто – это не про нас должно быть! Да и вообще не про охотничье хозяйство. Кому-то хочется иначе – пожалуйста! Вам прямая дорога на аукцион! Ищите лоты, пробуйте силы!
Знаю, что отдельные «выдающиеся» охотоведы отдельных общественных организаций, спят и видят, чтобы «лечь» под платежеспособную клиентуру и плевать им на всех остальных членов своей организации, которые когда-то её создавали и строили. По факту, в отдельных организациях этот процесс сейчас и происходит.
|
Кто вспомнит наши уставы ушедшей эпохи, тот вспомнит и одну из целей наших организаций: «удовлетворение потребностей членов организации в занятии охотой, рыбной ловлей, охотничьим спортом…». Фото: Семина Михаила |
Причём в самом извращённом порою виде – когда не нравственный облик охотника играет определяющую роль в членстве организации, а его платежеспособность. Ох, как бы мне хотелось пожелать таким «охотоведам», покинуть наши общественные организации и поискать себе работу у «частника».
Кстати, о «частнике»! Уже достаточно имеется примеров, когда ценовая политика отдельного «частника» становится куда доступнее по цене для обычных скооперировавшихся охотников, чем спортивно-любительская коллективная охота в угодьях отдельных общественных организаций. Нонсенс! Но факт!
Поэтому! Резюмируя всё вышеизложенное, очень бы хотелось увидеть, наконец, в наших уставах, среди прочих важных целей, например и такую:
«обеспечение условий для доступного занятия всеми членами … (название организации) спортивно-любительской охотой и рыбной ловлей в охотничьих угодьях …(название организации), а также активным отдыхом, охотничьими и рыболовными видами спорта… и т.д., и т.п.» Можно и по старинке: «удовлетворение потребностей членов организации в охоте, рыбной ловле …» — и т.д., и т.п.
А предметом деятельности хотелось бы, наконец, увидеть не крен в сторону её коммерциализации, а ясный поворот в сторону приоритета спортивно-любительской охоты и заботы об интересах всех членов, на равных началах, как это прямо и предусмотрено в действующем законодательстве РФ!
Тогда и не придётся отдельным председателям «сетовать» на конференциях на «сложные» времена, на массовый уход из организации её членов, продлевая при этом какую-нибудь себе льготу, а остальным, утверждая очередное повышение членских взносов при одновременном повышении цен на услуги, что безусловный нонсенс в общественной организации.
Мы часто слышим из уст отдельных руководителей наших отдельных организаций утверждение о том, что причиной массового ухода охотников из общественных организаций явился факт введения государственного охотничьего билета. И в сотый раз хотел бы всем им сказать о том, что ОБЕФО никакая не причина массового ухода членов общественных организаций на «вольные хлеба»!
Сорок процентов потери членов организации за одну пятилетку правления – это не в ОБЕФО причина! Это итог выбранного вектора деятельности отдельных председателей и членов Советов. Это от того обычно происходит, к примеру, когда численность зверя в угодьях и качество услуг в организации неуклонно падает, а зарплата офисных руководителей неуклонно растёт до нескромных по меркам общественной структуры размеров.
Это тогда случается, когда на Советах принимаются решения о мзде (по сути) за получение охотником права на участие в коллективной охоте. Это от того происходит, в частности, что в прейскурантах цен появляются вдруг абсолютно нелепые и абсолютно противозаконные графы. Такие, например, как «отдых в угодьях – 50 р.в сутки»! Ну, и т.д.
Это и есть то основное, о чём хотелось мне высказаться в связи с новой кампанией нашей общероссийской организации по «сотворению» нашего главного документа!
Есть у меня, конечно, ещё ряд вопросов к уставам наших отдельных, как бы общественных и как бы некоммерческих организаций, но без решения озвученного выше вопроса, рассуждения о других вряд ли уже имеет какой-то смысл… Кроме, впрочем, ещё одного.
Часть 2. Минюст, бравО и КВО
Есть ещё один важный вопрос в написании уставов, который никак не могут разрешить в наших общественных организациях при их регистрации. Речь пойдёт о наших коллективах военных охотников (КВО), как о структурных подразделениях наших региональных отделений.
По словам наших председателей, взаимодействующих с территориальными управлениями Минюста РФ, последние никак не хотят признавать за региональными (местными) организациями их право (которое закреплено в законе) на свободное определение своей внутренней структуры и всячески (якобы) препятствуют включению в уставы такого структурного подразделения, как КВО (коллектив военных охотников).
|
Любая коммерция в общественной структуре должна именно снижать финансовую нагрузку для своих членов, а не наоборот. И совершенно не важно, кто инвестирует в проект изначально. Фото: Семина Михаила |
Я не особо верю, если честно, что мы встречаем в Минюстах такое ожесточённое сопротивление этому. Но если это так и есть, попробую высказать свою точку зрения по этому поводу. Может она поможет нашим председателям и юристам переубедить специалистов нашего доблестного Минюста!
По словам наших председателей, Минюсты аргументируют свою позицию ссылкой на статью 14 закона «Об общественных объединениях» №82-ФЗ. Наши председатели с этим безропотно естественно соглашаются, а члены Советов, по обычаю, кричат «БравО!» любому заготовленному председателем решению и легко прощаются с нашими привычными сердцу КВО.
А я позволю себе с такой позицией не согласиться.
Надо, безусловно, понимать, что структурные подразделения в региональном общественном объединении (в нашем случае КВО) — это та форма построения организации, без которой реализация целей превращается в полную профанацию, если численность членов превышает уже двести человек! Это неоспоримый факт!
Важность КВО в структуре Военно-охотничьего общества трудно переоценить! Именно они являются основным звеном в деле реализации уставных задач нашего общественного объединения.
Лично я никаких противоречий действующему законодательству в создании структурных подразделений в виде КВО не вижу. Считаю позицию Минюстов (если она такова на самом деле), с их ссылкой в данном вопросе на ст. 14 ФЗ-82, грубейшей юридической ошибкой!
Именно ошибкой, а не следствием коллизии. Не верю, что специалисты Минюста не вникают в заголовок вышеупомянутой статьи! А звучит она следующим образом:
«Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений»
По моему глубокому убеждению, изучив текст данной статьи внимательно, совершенно очевидно, что исходить из ст. 14 закона «Об общественных объединениях» в вопросе о построении внутренней структуры регионального (местного) объединения абсолютно некорректно.
Совершенно ведь очевидно, что ст.14 ФЗ-82 определяет исключительно территориальную сферу деятельности общественных объединений, а не их внутреннюю структуру. Перечисление в ст.14 структурных подразделений для общероссийских и межрегиональных объединений, это не определение их внутренней структуры, а описание условий, при которых данные общественные объединения могут приобретать тот или иной статус.
На мой взгляд, это очевидно! То, что структурные подразделения не подразумеваются в ст.14 для регионального и местного объединений, как раз и подтверждает предоставление им свободы выбора в определении своей внутренней структуры, что чётко и недвусмысленно определенно статьей 15 того же закона!
Не знаю, как там на самом деле думают в Минюсте РФ по этому поводу, но надеюсь, что моё мнение, хотя бы у своих товарищей по объединению, найдёт ясное понимание. Можно конечно добиться компромисса, как удалось это сделать в ВОО СКВО.
Они определили в своём уставе двойное название – МО (КВО) — и Минюст с ними согласился. Но я бы всё же поборолся за чистые КВО! И если это вдруг удастся, наконец, то главу устава о внутренней структуре нашего объединения, я бы начинал исключительно так:
«Основой Военно-охотничьего общества, его структурными подразделениями, призванными непосредственно обеспечивать реализацию целей Общества, являются первичные объединения граждан – коллективы военных охотников (далее КВО)».
Тут вам и основополагающая статья 3 закона «Об общественных объединениях», тут вам и замечательная для нас статья 15.