Дальние поездки и сон

На охоту нам часто приходится ездить на дальние расстояния. Дальние – это 1000–2000 км, меньше 10 часов за рулём я считаю обычным перегоном, который у большинства знакомых мне охотников и рыбаков не вызывает проблем.

Хорошо, конечно, ехать «в два руля», а то и в три, но очень часто приходится рулить и в одиночку. Из-за плотного рабочего и семейного графика я всегда стараюсь до 2 тыс. км ехать без ночёвки, в один присест. Удаётся это не всегда, но кое-какой алгоритм за долгие годы выработался. Возможно, и другим бинтересен. Лет 10–15 назад в поездках компанией (в 2–3 смены водителей) на рыбалки в Астрахань и на Кольский стало очевидно, что практически всем типам людей (и «совам», и «жаворонкам») проще выезжать в ночь, чем въезжать в неё после долгих часов дороги. Раньше мы всегда выезжали рано с утра. Вроде бы выспишься (хотя как выспишься на мандраже, когда всё время перебираешь в уме, всё взял или чего-то забыл?), но из города выезжаешь часа 1,5–2, сразу плотный трафик по трассе, потом Волгоград (если в Астрахань ехать) – опять по самым пробкам, потом темнеет, а ты уже устал. Именно устал: со сном-то ещё можно бороться (дальше расскажу, как и когда имеет смысл), но глаза и мозг уже сильно требуют отдыха.

В общем, как-то попробовал выехать в ночь, поспал-поворочался часа полтора и в час ночи стартанул (почти 1700 км, за Пятигорск). В принципе, ничего нового: на рыбалки в час-три ночи – обычное время выезда, только едешь 2–4 часа, и потом самое позднее в 7 вечера уже спишь, это если зимой и весь день ловишь… В общем, даже если всего полчаса подремал, потом часа 3 едешь на адреналине от самого выезда.

Так и тут: из города выскочил за полчаса, потом пустая трасса – идёшь по максимуму, часа через 3–4 начинает «отпускать», ну как бы уже долго едешь, и настроение входит в норму. Тут как раз светать начинает, а рассвело – тут уже новый день, перезагрузка. Да, и трафик какой-никакой начинается уже км в 400 от Нерезиновой – он там в любое время вполне терпим. Волгоград с его 50 светофорами после бомбёжки и пробками с 17 до 21 проезжаешь днём (в час-два дня) за сорок минут. А дальше уже дорога мало загружена. До Элисты ещё 3 часа – её ещё по светлому, и остаётся 3–4 часа. Приехал, и даже спать не хочется. Да, останавливался три раза заправляться и один раз просто «погулять». Теперь в такие и более дальние поездки стараюсь выезжать только в ночь или даже поздно вечером сразу после пробок. Тут рассчитываю так, чтобы не впереться по маршруту в какую-нибудь пробищу – как в этом году под Ростовом-на-Дону. Но хотя бы полчасика-часик полежать перед выездом с закрытыми глазами и в темноте – это очень желательно. Банку энергетика точно сэкономит.

Значит, первое – это правильно рассчитать маршрут. Второе – ехать расслабленно, не напрягаясь и «не опаздывая»: многочисленные разгоны, торможения и резкое маневрирование утомляют очень сильно. В таком стиле и 700 км трудно проехать. На дальние расстояния вести машину надо расслабленно. Как себя контролировать через 10–15 часов за рулём и как не засыпать?

Многие пишут, что «первый признак, что вы засыпаете, – начинаете замечать, как моргаете…». Не знаю, никогда не замечал, как моргаю или не моргаю, в общем, никогда об этом и не думаю. Для меня главный индикатор моего состояния – работа бокового зрения. Когда перестаёшь замечать мелкие детали, а замечаешь только сразу крупные – значит, пора себя бодрить. Поясню: едешь-едешь, фокус вдаль, на обочине вдали фура – отметил, потом подъезжаешь, и вдруг эта фура сразу большая появляется уже сбоку близко, и для тебя как в первый раз. Тут «вспоминаешь», что ты же её минуту назад отметил. Но, получается, сразу забыл, а дальше она сливается с периферией, пока не становится уже слишком близко, чтоб её не заметить. В общем, если на дороге что-то обычное начинает происходить как бы «вдруг», это значит, наступает первая стадия усталости зрения-мозгов. Тут сменить диск в магнитоле, погрызть семечки или открыть энергетик (многим помогает, но если часто пьёшь, уже не так действует) – и можно ещё час-полтора спокойно на этом ехать.

Вторая стадия – глюки. Начинаешь «видеть» что-то вдали, не можешь понять, что, это приковывает внимание и зрение, а потом вблизи оказывается совсем не тем, чем казалось. Или даже ничем. Обычно это в тёмное время суток или сумерках, хотя дальнобои рассказывали, что и днём ловишь такое, если второй день без сна едешь. Главное, на этом этапе уже заметно снижается поле зрения, которое мозг обрабатывает.

Глюки – это уже серьёзно, тут уже, если не уверен, надо останавливаться хотя бы на зарядку. Я обычно не останавливаюсь – протираю лицо и веки влажной холодной салфеткой, тру уши, опять же какую-нибудь музыку (кстати, пишут, что лучше всего на незнакомом языке, похоже, так оно и есть. Rammstein, по крайней мере, нехило вставляет). Очень помогает самому петь – пока поёшь, точно все рефлексы работают ещё в режиме бодрствования. Да, ещё на второй стадии начинаешь забывать дальний переключать, в «населёнку» под камеру можно без антирадара «залететь» на крейсерской… В общем, уже всё серьёзно.

Но пороговая третья стадия – это когда перестаёшь держать дорогу боковым зрением. Обычно ведь смотришь вдаль, а полосу свою держишь боковым по разметке или на край по обочине.

И вот когда стоит увести глаза вдаль, как машина начинает рыскать – всё!

Дальше ехать ни в коем случае. Вопрос – что делать? По-хорошему, конечно, спать – от 15 минут до часа вполне достаточно, чтобы потом ещё 6–8 часов с полным контролем ехать.

Но если вдруг случится выброс адреналина, то можно и обойтись. Я ещё пацаном-студентом был, старшие товарищи по секции машины из Германии (и т. п.) гоняли – рассказывали: «Вот так едешь, едешь, уже невмоготу – хоть иглой себя коли, уже валит… Так специально, пардон, перед выездом крепишься, потом тоже – до последнего, и вот когда уже морить совсем начинает, идёшь в поле до ветру (в футболке). Холод и сам процесс так бодрят, что часа 3–4 ещё сна потом ни в одном глазу». Кстати, про холод – я один раз так с юга возвращался в январе. По дороге поимел проблемы с солярой, тыркался-пыркался часа 4 – пытался разморозить фильтр, в общем, потрепал нервов и часа в 3 ночи начал вырубаться. Это, кстати, самое плохое время – около 3 ночи и перед рассветом, если их перетерпеть, дальше уже без проблем. А тут ещё снегопад, в общем, дальше ехать не могу, дотерпел до лампочки – и на заправку. Думаю: зальюсь и спать. А холод –15, ветер ещё. А я в ветровочке осенней и брюках тонких – и так меня, пока заправлял, продуло, весь сон как рукой! Причём приехал домой часов через 7 и до вечера ещё обычными делами занимался.

В общем, нам – рыбакам и охотникам – пропустить один сон можно, главное, чётко отследить момент, когда нужны сильные меры, чтобы не заснуть. (Это если ну очень не хочется время терять.) Но если уже перетерпел час или чуть больше, то дальше уже второе дыхание, можно сказать, приходит. И ещё о «сильных мерах», к тем, что уже написал. В своё время неплохо бодрились колой с растворимым кофе: из 2-литровой баклажки отливаешь стакан, спускаешь, сколько можно, «пузыриков» и насыпаешь растворимого кофе. На кого-то реально хорошо действует, на меня не очень. Мне лучше помогают семечки (правда, всё в мусоре потом от них, как ни старайся), а ещё – ментоловые леденцы ядрёные, типа «чёрного „Холлса“» или «Файн дропс минт».

2419

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий