Дети: приобщение к охоте

Многие из людей, глубоко увлечённых охотой, были «инфицированы» ею в глубоком детстве своими родителями, родственниками.

У некоторых это было связано с местожительством в глубинке, где охота являлась спутником образа жизни и подспорьем или ближайшим доступным увлечением родителей, другие были свидетелями выездов выходного дня отца или деда и сопровождающими их сборами и эмоциональными рассказами об охоте. Третьи зачитывались книжками Федосеева, Астафьева и Бианки, желая скорее вырасти и на себе ощутить радость и тяготы увлечения, называемого охотой.

Самые яркие впечатления и привычки, которые формируют поведение взрослого человека, закладываются в детстве, и охота, при правильной её подаче, формирует личность; готовит её к самостоятельности, необходимости принятия решений, осмысленности действий; приучает с раннего возраста к созерцанию, ценности окружающего мира и собственной жизни, что является условием формирования полноценного и счастливого человека. Добавлю, что лично для меня охота в юном возрасте и сейчас, уже со своими детьми – это прекрасный способ общения отцов и детей, где отношения становятся чище, освобождаясь от городской суеты и ежедневных проблем; охота способствует лучшему изучению, пониманию друг друга и установлению совсем других отношений, зацементированных вниманием друг к другу и общими эмоциями, полученными в результате совместного времяпрепровождения.

С недавних пор, если охота не сильно сложная или ответственная, я изменил приоритеты в пользу охоты с детьми. Начинал я лет с 5, сейчас старшему 12 лет, младшему 7 лет, но именно младший проявляет наибольший интерес. На примере совместных выездов со своими детьми на охоту я хотел бы поделиться наблюдениями и опытом положительной организации совместных выездов на охоту. Слово «положительной» является ключевым, в него я вкладываю следующие достигнутые результаты: 1) процесс охоты состоялся и был успешен; 2) настроение после охоты у папы лучше, чем до охоты; 3) настроение у ребёнка после охоты лучше, чем до охоты; 4) никаких неблагоприятных последствий, в виде травм, ожогов, переохлаждения и т. д., не произошло; 5) ребёнок имеет желание и после выезда снова просится на охоту. К сожалению, я часто бываю свидетелем обратного, неположительного исхода. Про то, как этого избежать, и поговорим в статье.

Мотивация родителя

Кроме изложенного во введении, есть ещё несколько немаловажных составляющих.

1) При закреплении определённых навыков и опыта дети становятся не только объектом воспитания и контроля, но и настоящими спутниками, товарищами и лучшими друзьями, с которыми есть общие интересы, а это очень важно. Не за горами «зрелый возраст» и неминуемое взросление детей. Иметь близкого товарища на охоте в лице собственных детей – по-моему, это здорово,

2) Жизнь – штука непредсказуемая. Наличие у детей навыков самоорганизации и выживания не бывает лишним. Я не исключаю возможности, что, когда мои дети станут взрослыми, у них будут другие интересы, не связанные с охотой: это их выбор, и я его буду уважать. Но я им показываю совсем другой мир и другую жизнь. Захотят быть ему близкими – у них уже будет набор знаний и навыков, нет – заложенные с детства умения могут неожиданным образом помочь им во взрослой жизни.

 

3) В развитии многих людей, в т. ч. и охотников, наступает стадия, когда накопленных навыков становится много и сама добыча, во-первых, уже не является приоритетом, во-вторых, не приносит той радости и фонтана эмоций, которые были в юности и в первый раз при добыче трофеев или в целом удачной охоте. Заканчивается время разбрасывать камни, приходит время их собирать. Делиться накопленными знаниями становится потребностью, так испокон веков сложилось у людей. А кому, как не следующему поколению с твоей фамилией, их передавать? Я сам охотник в четвёртом поколении, юность прошла в совместных охотах с отцом и дедом, и у каждого из них был очень ощутимый и значимый для них этап – передачи знаний, традиций, этики. Сейчас один из наиболее обсуждаемых вопросов – низкая культурная и этическая составляющая современного охотника. Лично я считаю, что дети – носители правильных семейных охотничьих традиций могут качнуть маятник в другую сторону.

Одна из основных составляющих успеха «положительной охоты с детьми» – на начальном этапе главное слово «дети», а не «охота». Вы вряд ли сможете быть таким же результативным, быстрым и выносливым, как без них. Многие психуют из-за того, что дети начинают волей-неволей мешать, орут на них, в итоге настроения нет ни у папы, ни у деток. Поэтому надо заранее настроиться, что главное – это они, а не дичь или добыча.

Мотивация детей и как можно её формировать

1) Главное – детям должно быть интересно. Если им неинтересно, это будет каторга и для них, и для отца-охотника. А интерес надо подогревать и развивать. Взрослые мотивируют себя, например, тем, что сейчас ничего не происходит, но вот попозже что-то будет. Детям это вначале сложно, им надо, чтобы всегда что-то происходило. Я развиваю интерес постоянно. Начинаю ещё дома: когда прихожу с охоты, рассказываю интересные истории, в т. ч. и из своего детства. Обычно слушают с удовольствием. Особенно интересные истории просят вечером повторить, рассказать ещё раз. Так у них формируется понимание, что норма, а что нет при въезде в лес; на основе моих эмоциональных рассказов они начинают сами заражаться эмоциями, интересом и любопытством.

2) Для начального этапа я выбираю те виды охот, где предполагается какое-то действие: ходовая на рябчика, охота на утку либо кратковременные охоты с ожидаемым результатом или активностью. Исходя из детской реакции, увеличиваю сложность и дальше подогреваю интерес. Например, младший второй год просится посидеть со мной на вышке на кабана. Пока отказываю, но тренируем усидчивость на более доступной дичи.

3) Если я вижу, что им становится скучно, я придумываю им какое-либо смежное занятие. Например, даю видеокамеру и поручаю снимать интересные, на их взгляд, моменты или друг друга.

4) В процессе охоты постоянно общаюсь с ними, стараюсь обратить внимание в угодьях на разные мелочи, следы, звуки, чтобы это было не непрерывное тихое ожидание на протяжении нескольких часов; стремлюсь дать им понять, что лес живой, полон интересного, иногда загадочного и почти всегда прекрасного.

5) Дети очень стараются почувствовать себя взрослыми, быть наравне со старшими охотниками, особенно когда им доверяют щипать утку, чистить ножом рыбу, разводить огонь, перегонять снегоход куда-нибудь, хоть на 5 метров, или по навигатору в хорошую погоду управлять катером (под присмотром, конечно). Главное, делать это непринуждённо, как со своими взрослыми товарищами. Моих вот от такого подхода просто прёт, и они реально быстро взрослеют. Такие вещи надо продумывать заранее и использовать.

Детям важно понимать, что они не обуза, а полноценные участники. Одно из ярких впечатлений младшего сына, например, – то, что я доверил ему нож и чистку рыбы (плотву, естественно, так как она легче всего чистится). Про ощипывание уток и прочую мужскую работу я и не говорю. Отсюда следующий важный пункт мотивации:

6) Дети очень ценят доверие. Все мы когда-то хотели быстрее вырасти, чтобы водить машину, распоряжаться деньгами и временем, иметь ружьё и т. д. На охоте это сделать проще всего. Вы будете удивлены, как легко они это примут и насколько вырастет их самооценка от того, что они важные и полноправные члены коллектива.

7) И главное – они нуждаются в общении с отцом гораздо больше, чем, возможно, в этом нуждаются некоторые отцы. Посчитайте для себя, сколько чистого времени в текущем ритме городской жизни вы им уделяете и сколько могли бы уделять, если бы они были рядом с вами.

Что важно помнить при выездах с детьми на охоту

Поведение. У детей терпения нет, но у вас его должно быть гораздо больше, чем на обычной охоте. Я помню, ещё лет 7 назад, когда старшему исполнилось 5 лет, мы пошли на рябчика. Я маню, рябчик отзывается на манок и, судя по приближающимся звукам, подходит по земле. Я попросил стоящего в целом спокойно сына замереть и не двигаться совсем. Тут началось чесание, топтание, шевеление и т. д. Это дети, и они не могут быть долго неподвижны; более того, именно в самый ответственный момент они захотят пописать, попить, почесаться или заняться чем-либо посторонним.

 

Знаю товарища, у которого сын острым ножом на зимней рыбалке порезал колбасу вместе с кожаным сиденьем нового снегохода – это всё бывает, и у многих, кто начинал с самого раннего возраста, это было.

Питание. Надо помнить, что аппетит у детей на охоте, как правило, звериный, причём он нападает в самый неподходящий для охоты момент, быстро и внезапно. Поэтому необходимо продумать закуски, орешки, шоколадки в рюкзаке и карманах. Они нужны, естественно, чтобы дотянуть до основного приёма пищи.

Из основного приёма пищи я сделал целый ритуал. Если это обед или ужин в лесу – с обязательным сбором дров, разжиганием костра (с одной спички), разогревом тушёнки на огне (их любимое блюдо) и чаем. Аппетиты их удивляют, и удовольствие от этого получают все: и дети, и папа. Помню, как-то старший, тогда ещё 6-летний сын, у которого с питанием в городе постоянно возникали какие-то проблемы, почти целиком съел 400-граммовую банку тушёнки, которая предназначалась для нас двоих.

Экипировка. На одежду для детей я денег не жалею, но на первом этапе это была большая проблема: пока нога не вырастет хотя бы до 38-го размера, болотные сапоги, например, не купить. Сейчас где-то видел и сапоги 36-го размера, но лет 5–7 назад и 38-й был редкостью. А для детей младше 10 лет ничего не придумано, только короткие сапожки с утеплителем. На практике это означает, что преодолевание практически любой воды взрослому по щиколотку происходит на шее у папы. Это обстоятельство обязательно надо учитывать при составлении маршрута.

То же касается качественной одежды. Если на зимнюю рыбалку можно взять обычные тёплые пуховики Colambia и т. д., поддев пуховые жилеты, то охота предъявляет другие требования в части маскировки, бесшумности, удобства. Учитывая, как быстро они растут, покупать и заказывать одежду за границей (где-нибудь в Cabelas) смысла нет. Сейчас уже для 10-летнего ребёнка можно выбрать нормальный охотничий костюм с мембраной, хоть зимний, хоть осенний. Что касается более раннего возраста (5–7 лет), тут приходится фантазировать и комбинировать, начиная от синтепона от «Сплава» и заканчивая обычными пуховиками или куртками, на которые сверху можно что-то натянуть.

Головной убор. Как известно, 40% теплоотдачи происходит через голову, поэтому я могу не взять запасные носки, но даже в тёплую погоду имею с собой или в машине запасные шерстяные шапочки. При любом изменении погоды они не раз выручали. Учитывая способность детей их терять, часто сразу покупаю в 2 экземплярах.

Теперь организационный вопрос: как, собираясь на охоту, продумывая свою одежду, экипировку, маршруты, снаряжение, всё для собаки, машины и т. д., проконтролировать сборы детей в плане одежды? На самом деле это сложно. Чаще всего забываются обувь или головные уборы. Чтобы этого избежать, я, во-первых, определил каждому из них по своему баулу, в котором лежит всё. Достаётся оттуда только для того, чтобы непосредственно надеть или стирать. После стирки всё кладётся туда же. Пусть лучше я возьму чуть больше вещей, чем не возьму что-то важное. Во-вторых, помогает составление списков, хотя бы минимальных.

С каких способов охоты следует начинать

С точки зрения физических возможностей нормально развитый и ответственный подросток в состоянии носить, обслуживать оружие и пользоваться им с 12–13 лет. К этому возрасту и длина рук уже достаточна для прицельной стрельбы, и выносливости и сил хватает носить оружие на ходовых охотах.

К сожалению, по законодательству РФ охотиться с оружием возможно с 18 лет. Это существенное ограничение для познания мира охоты, потому что, собственно, на первых стадиях именно добыча определяет успешность и результативность самого процесса. Кроме этого, аккуратно приучать пользоваться оружием и применять его, я считаю, лучше подконтрольно по мере появления физической возможности: тогда привычки, вбитые в юном возрасте, к 18 годам укрепляются и человек становится уже зрелым пользователем. Как поступать в данном случае, пусть каждый решает сам. Находиться в угодьях с двумя единицами оружия и транспортировать их законодательно не запрещено. (Все приводимые снимки детей с оружием в руках являются постановочными и к охоте отношения не имеют.)

1) Охота на рябчика. Если птица в угодьях и навык этой охоты имеются – одна из самых интересных охот. Во-первых, вы ходите и много перемещаетесь по угодьям – это само по себе путешествие и разнообразие обстановки. Во-вторых, рябчика часто слышно и видно и добыть в хороших угодьях 2–3 птицы за полдня не составляет труда, что интересно и зрелищно. Особое внимание надо обратить на неподвижность ожидания и бесшумность передвижения по лесу. Лес, он сам по себе богатый, видны следы и признаки пребывания других зверей, что всегда интересно детям, могут быть ягоды, грибы и т. д.

2) Охота с легавой по болотно-луговой птице. С хорошо поставленной собакой охота зрелищна и эмоциональна. Дети особенно любят такую охоту за участие четвероногого помощника. Физически она нетребовательна, всё происходит на виду.

 

3) Охота на селезня с подсадной. Дети, как правило, в восторге. Одно из ярких впечатлений для них – постройка шалаша. Мы его всегда строим втроём и на троих. Подсадная утка также выступает объектом внимания и интереса для детей. К концу охоты она становится практически домашним животным. Подлетающего или подплывающего селезня, как правило, хорошо видно/слышно, и весь процесс охоты на виду у детей.

4) Охота на вальдшнепа на вечерней тяге – один из лучших вариантов для начала: непродолжительная, насыщенная, нетребовательная к физической нагрузке и, безусловно, красивая охота.

5) Охота на бобра из засидки. Доступна, интересна. Хотя я небольшой фанат этой охоты, при наличии времени я это практикую. Начинается всё с разведки: мы вместе ходим и ищем возможные места обитания, смотрим погрызы на деревьях, ищем входы в воду, плотины и т. д. Следы активности бобров очевидны, и детям легко ориентироваться и замечать их. Вместе обсуждаем места выхода зверя и засидки. К плюсам этой охоты можно отнести то, что она доступна, как правило, недалеко от дома, бобр менее требователен к бесшумности ожидания, чем, допустим, лиса, в случае неудачи (подшумели) не так обидно, как при охоте на кабана. Перед выстрелом обязательно даю возможность детям увидеть зверя.

6) Тропление зайца. Несмотря на то что зайца в центральной части России не очень много и охота непопулярна, для совместной охоты с детьми она очень подходит. Во-первых, распутывать следы зайца – это очень интересно. Охота ходовая: развивает выносливость, наблюдательность. Во-вторых, дети принимают активное участие и без оружия, прочёсывая некоторые крепкие места или ожидаемые места лёжки зверя. Вдвоём-втроём столкнуть зайца под выстрел и в нужное направление легче, чем одному.

7) Охоту на утку осенью я рассматриваю только в контексте охоты с лодки, так как зачастую забираешься в такие места, где и в забродниках не знаешь, как выйти.

Охоты, требующие специальных навыков, длительного ожидания или особых физических усилий или возможностей, я пока как совместные не рассматриваю. Также исключаю охоты на копытных – по этическим соображениям.

Есть ещё много нюансов и интересных наблюдений, и каждый, кто будет организовывать семейные выезды, найдёт, что добавить или где поспорить. Главное – начать, ведь важнее всего, что совместная охота и выезды с детьми – это значимый момент воспитания нормального человека, будущего охотника. Об этом нужно помнить и это должно мотивировать родителя в первую очередь.

И ещё: для меня одним из самых приятных моментов в жизни является то, когда они говорят: «Папа, ну когда мы поедем на охоту?!»

853

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий