Поздравляю с полем всех охотников, кто открылся весенним сезоном 2019, и желаю тем, кто будет открываться, ни пуха ни пера. Завершив многодневное открытие охоты в Рязанской области, хотел бы поделиться с вами небольшим опытом в части использования и эксплуатации на весенних охотах на гуся незаменимого помощника – квадроцикла.
Лично я считаю квадроцикл, наряду со всей амуницией и транспортом, если не основой успеха, то как минимум неотъемлемой частью охоты на гуся. Имея в командном арсенале подготовленный автопарк для проведения охот на гуся, а также опыт использования в гусиных охотах специально подготовленного ГАЗ-66 для комфортного отдыха в перерывах между охотами (об этой машине можно прочитать здесь), сейчас я бы хотел отметить, сколько сил экономит и сколько возможностей даёт нашему коллективу квадроцикл.
Заезжая в непроходимые, разбитые весенней распутицей поля для успешной охоты, любой охотник на гуся мечтает или как минимум желает, чтобы эта охота была успешной и ей никто не помешал. Львиная доля охот, если подойти к ним без внимания к подготовке и выбрать место с очень доступным подъездом для транспорта, бывает испорчена соседским коллективом. Многие охотники, имея огромное желание добыть гуся, но не имея должной подготовки и понимания правильной охоты с духовым манком, большим количеством чучел и засидок, пытаются стрелять гуся, размещаясь на стульчике посередине поля, загородившись занавеской из мешковины или просто надев костюм лешего, крупной дробью на перелёте при запредельных расстояниях. Опытные гусятники часто сталкиваются с таким соседством, что заставляет искать способ предупреждения подобных ситуаций.
Имея в своей Владимирской области опыт использования подготовленных машин для заезда в очень труднодоступные места и небольшого удаления мест охоты от лагеря, мы ограничивали себя в мобильности. Подготовка лагеря и место охоты требуют много времени и сил, поэтому охота делалась многодневной на одном месте без корректировки по движению пролёта гуся. В такой охоте есть много плюсов для души и тела, но есть и весомые минусы, которые мы устранили или устранили отчасти с помощью квадроциклов. Большие подготовленные машины, как известно, очень уматывают охотника на больших переходах из области в область: крейсерская скорость составляет 50–60 км/ч. Если в нашем коллективе речь идёт об охоте в других областях, с неизвестным качеством полей и неясной ситуацией с птицей, мы во главу успеха ставим мобильность и широкие возможности разведки. Вот тут нам и пришли на помощь наши квадрики.
С ними охота проходит очень позитивно, на полной выкладке после долгого зимнего перерыва. Определив максимально интересные районы пролёта гуся в других областях и выбрав пути подъезда на карте, мы готовимся к охоте, как я говорю, с наскока. Тяговый автомобиль, который максимально подготовлен для перемещения на большие расстояния с максимальным комфортом для охотников, снаряжается большим прицепом для размещения в нём квадроцикла и амуниции для охоты. С такой сцепкой можно позволить себе пересекать большие расстояния для поиска гуся в неизвестных для охотника районах. Основой охоты является разведка, и об этом знает каждый. После долгого времени в дороге и на разведке перед открытием охоты мы зачастую по картам охотугодий находим гуся и, приняв решение об охоте, отцепляем прицепы с квадриками и амуницией и едем брать путёвки. Так экономится много времени: путёвки стоят немаленькие деньги, а районов очень много, и зачастую гусь перемещается настолько непредсказуемо, что приобрести путёвки даже в несколько районов – очень дорогое удовольствие. После определения района охоты и приобретения путёвок в дело вступают наши помощники. Подготовка квадрика очень незатейлива и занимает очень мало времени: выгнал квадроцикл из прицепа – и он уже готов для работы.
Основная задача охотника – провести доскональную разведку района, в котором найден гусь, для выбора места краткосрочной охоты. Именно краткосрочной: в этом случае гуся можно успешно добывать буквально одну, максимум две охоты. Кормовое поле, на котором прошла охота, стреляный гусь очень быстро меняет и не прилетает на него несколько дней. Сразу хочу сказать, что наш коллектив никогда не выбирает для охоты ночные присады гуся на воде и коммерческие поля. Выезжая в поля на квадроциклах, мы стараемся соблюдать все писаные и неписаные правила по эксплуатации квадроциклов как техники повышенной опасности. Исключаем езду по озимым полям и выбираем пути проезда по техническим сельхоздорогам. Квадроцикл за достаточно короткий промежуток времени позволяет произвести очень качественную разведку района и собрать максимально информации о местах перспективных полей для охот. Дальше общим решением коллектива принимается решение о выборе поля. И вот здесь начинается очень важная фаза охоты: качественная подготовка места для охоты с оборудованием поля лежачими засидками и расстановкой чучел и, конечно же, оборудование лагеря. Оставив машины в близлежащем населённом пункте и договорившись с местными жителями о присмотре за автомобилями, мы цепляем прицепы за квадроциклы и выезжаем в поля.
Эти четырёхколёсные зверёныши сильны, как муравьи, и практически не боятся весенней распутицы, если прицепы не перегружены скарбом. Тут нам помогает наш многолетний опыт комплектации экспедиции только самыми необходимыми вещами для охоты и отдыха. Но если не лукавить, то всегда берёшь скарба больше, чем нужно, начиная от продуктов и заканчивая гардеробом. Как говорят на Руси, запас карман не тянет, но вот квадроциклу по раскисшему полю бывает нелегко тянуть загруженный прицеп. Приходится распределять груз между несколькими квадроциклами или часть оставлять в машинах. Пересекая на разведках поля для выбора места охоты, мы обращаем внимание на возможность проезда с прицепом, возможность проезда конкурентов, удалённость присады от лагеря и маскировку квадриков во время охоты.
Квадрик лезет по весенним полям и распутице очень уверенно, на полном приводе даже без блокировок по пашне с двумя охотниками спокойно буксирует прицеп с грузом до 200 кг. Подъехав на место, мы очень быстро расставляем чучела и оборудуем скрадки, в это время часть охотников оборудует ранее выгруженный лагерь. Пока идёт подготовка места охоты в поле, в лагере уже закипает уха. После проведения охоты коллектив принимает решение о продолжении охоты на этом месте или смене места охоты. И вот тут начинается новая фаза, которая возможно только с квадриками. Первое, что мы делаем, это отправляем в разведку с биноклем одного охотника для объезда соседних полей. По возвращении разведчика на основе его рассказа принимаем решение переезжать лагерем. Тут же часть охотников начинает очень быстро собирать лагерь, а вторая часть уезжает в поле собирать присаду. Экономия времени просто запредельная. Уложив в прицеп скрадки и чучела с лагерем, мы переезжаем быстро и без большой потери сил. Хотел отметить, что переезды лагеря мы делаем ночью.
За многодневные и многолетние охоты с использованием квадроциклов пройдена не одна сотня километров. Было много казусных ситуаций, но если на одну чашу весов поместить заслуги квадроцикла за верную семилетнюю службу, а на другую – недостатки, заслуги перевесят. Я безоговорочно и непоколебимо убеждён, что квадроцикл – незаменимый помощник гусятника. Очень радует ТО квадроциклов: если бы не заправка бензином, то, можно сказать, абсолютно не требующие к себе внимания трудяги. У нас квадроциклы Yamaha, при бережном отношении они служат очень достойно. Единственный минус квадроцикла – это грязь на охотнике и постоянная истерика мойщиков на автомойках после охот. Но не нужно забывать, что сломать и убить можно все. Несмотря на то что квадроцикл очень сложно засадить в грязь и легко вытащить, его можно повесить на движок, вывесив оси. Так у меня произошло на прошлой неделе на разведке: ничем не приметный сугроб таил под собой капкан для квадрика – банальный ручей, который был вообще не заметен. Провалившись, пришлось принимать душ и пробивать дорогу. Почти 40 минут я на это потратил. Так что при желании и квадрик засадить можно крепко.
К сожалению, это лишь маленькая часть информации, которой я смог поделиться. О таком большом трудяге и помощнике гусятнику можно и нужно писать книги.