Бывает, познакомишься на охоте с человеком, а вскоре отношения с ним переходят в разряд приятельских. Так и мы с Сергеем стали часто встречаться на разных охотах. То я его приглашу на утку в Шатуру, то он меня на вальдшнепа.
Фото автора.
Вдвоем веселее и чаю попить на привале, и у костра посидеть за ужином.
Я всегда привозил с собой домашний хлеб, цыпленочка запеченного, соленья из подвала, он — что-нибудь приготовленное из дичи.
В последний раз он угостил меня настоящим кулинарным изыском — колбасками из бобра.
Разогрев их на огне, мы здорово поужинали.
Если я ездил по привычным местам, то Сергей любил открывать новые. Вскоре я понял, что мой товарищ из разряда настоящих охотников, вдумчивых, любознательных, много читающих. Начав охотиться не так давно, он с добрым упорством постигал азы правильной охоты.
Его не привлекали большие компании случайных знакомых, а больше нравилось проводить время в полном одиночестве, один на один с природой. На мой вопрос, не скучно ли ему одному, он уверенно ответил, что в лесу скучно не бывает.
Как-то в конце августа Сергей позвал меня в Костромскую область на медведя, и я, недолго думая, согласился. Место оказалось интересным, а охота, о которой я давно мечтал, перекрыла все мои ожидания.
И пусть медведя я не добыл (это удалось другому охотнику), зато впечатлений от поездки осталось хоть отбавляй. Трофей, поделенный на небольшую компанию, оказался достаточным, чтобы навялить мяса и, выискивая рецепты, приготовить несколько забытых блюд.
В этот раз Сергей позвонил мне в конце марта и рассказал про интересное охотхозяйство в Калужской области, где охота открывалась на две недели раньше, чем в Московской. Нам предлагали поохотиться на вальдшнепа и утку, причем необязательно с подсадной, а просто с манком на селезня.
Привлекало и то, что в Калужской области в начале лета открывались охоты на самца косули и кабана на потравах. Кабан, который в местах моих последних охот совсем исчез, манил больше всего. В общем, заскучавшие после зимнего перерыва, мы сорвались и поехали.
Договорившись о встрече в Детчино, выехали из разных концов Московской области, но прибыли на место с разницей в четверть часа. Когда мы отправляемся в дорогу по российской глубинке, не всегда представляем, что нас ждет в конечном пункте.
Поля, леса, речки — все примерно одинаково, а вот городки и селения, встречающиеся по пути, бывают неожиданно интересными и запоминающимися.
На момент нашего приезда главный охотник района находился на объектах, и, чтобы не сидеть без дела, мы отправились на маленькую экскурсию, кстати сказать, весьма познавательную. Мы не увидели каких-то крупных достопримечательностей, но прогулка по центральной части Детчина оказалась очень душевной.
Город, разрушенный в войну до основания, по своей архитектуре был неказист, но во всем чувствовалась сплоченность горожан и их желание жить со вкусом. На площади возвышался большой гранитный камень с медным глухарем, что меня заинтересовало.
|
Мал золотник, да дорог! Фото автора. |
Я не уставал фотографировать понравившиеся мне места далеко не охотничьей тематики, но, согласитесь, охота — это не только леса, поля и добыча, это еще и то, что ее сопровождает. Отправляясь в другие регионы, мы познаем страну, все то, чем она живет.
Владимир Петрович, встретивший нас, был полон оптимизма. Это был мужчина в зрелом возрасте, простой в общении, без провинциальной заносчивости, так или иначе проскальзывающей при встрече с гостями из столицы.
В двух словах он описал, как поднял бывшее в полном упадке хозяйство, став его председателем в 2007 году, поведал о появившемся звере и о войне с браконьерством, рассказал, откуда взялось название города — Детчино. Якобы старое название было Дичино — от изобилия здесь дичи. Словно в подтверждение его слов на стене, над столом, висело чучело двуглавого тетерева.
Мы слушали рассказы Владимира Петровича, радовались, что попали в эти места, и думали, как хорошо встретить человека на своем месте да еще исполненного гордости за свою малую Родину.
Мы посвятили хозяина угодий в свои планы, сказав, что не за вальдшнепом в такую даль ехали, его, мол, и в Подмосковье хватает. Главное, что нас интересовало, — это возможность будущей охоты на сибирскую косулю, тем более что в этих местах она крупнее европейской. Кстати, как она здесь оказалась, доподлинно неизвестно, но ее много.
Вскоре подъехал помощник Михаил. Время шло. Пора было выдвигаться на места тяги. Михаил возглавил нашу автомобильную колонну. Быстро проскочив по городским улицам, мы оказались на пыльной щебенке, затем съехали с нее и запрыгали по лесным колеям.
Весенний лес дышал свежестью возрождающейся жизни. Открыв окна в машине, я наслаждался красотой и ароматами природы. Вскоре мы выехали на недавние вырубки, и машина остановилась на небольшой лужайке.
Высокие деревья сменились мелколесьем. Настоящие вальдшнепиные места, подумал я. Была бы тяга, а остальное за мной — стрелять и не мазать.
Провожатый показал места и возможные маршруты пролетов, указал, с какой стороны тянет, где удобнее встать, затем, пожелав удачи, хлопнул дверью, и машина потерялась в поворотах петляющей между деревьев дороге. В
идимо, он торопился занять свое место до начала охоты. Для нас это была ценная информация. Пока идет короткая по времени тяга, не хочется тратить драгоценные минуты на то, чтобы подстроиться.
Мы с Сергеем разошлись, выбирая полянки на свое усмотрение. Пробираясь через кустарник, я подыскивал место с обзором. Пока вертел головой по верхам, влез сапогами в лосиный помет. Куча была свежая. Понятно. Как в таких местах без лосей? Вот и Владимир Петрович упомянул о хорошем поголовье после того, как взялись за браконьеров.
Прозвучали выстрелы с противоположного берега ручья, куда поехал наш проводник, затем хлопнуло совсем далеко, и, наконец, послышалось знакомое хорканье, все ближе и ближе, все отчетливее.
На фоне сереющего в сумерках неба появилась первая птица. Стараясь справиться с волнением, я прицелился, подпустил чуть ближе и первым выстрелом сбил вальдшнепа. Но подстрелить его полдела, надо еще птицу найти. Сейчас это оказалось несложно: куличок еще трепыхался и шумом выдавал себя.
— Будем считать, что охота удалась, — подумал я, кажется, вслух — По крайней мере, уже не стыдно домой возвращаться.
Спешно убрав добычу в сумку, я встал наизготовку. Вот и второй вальдшнеп пошел к земле. Вокруг гремели выстрелы, шли волнами, то приближаясь, то удаляясь. Тяга была неплохая. Когда сумерки перешли в ночь, стрельба утихла.
Я позвал Сергея, он отозвался. Мы сообща решили, что тяга закончилась, пора двигаться к месту ночлега. Включив фонарики, зашлепали по грязи к машинам. Настроение было хорошее. Хотелось поскорее поужинать и упасть горизонтально.
|
Фото автора. |
Остановились мы в небольшой, но роскошной для нашего случая гостинице с веселым названием «Караськово». По своей архитектуре здание напоминало восстановленную церковь. Подтверждало мои догадки и то, что по фасаду на отмостке сохранились камни из белого известняка, центральная часть представляла собой цилиндр, а по бокам шли два крыла.
Впрочем, нам некогда было углубляться в этот вопрос. Главное, в гостинице было опрятно и чисто, да и вообще нечасто столь комфортно можно завершить свой охотничий день, ведь обычно охотники отдыхают в палатках или срубах с уличными удобствами.
Ресторан не работал из-за пандемии, но нам разрешили обслужить себя самостоятельно. Наскоро поужинав, мы закрылись в номерах и постарались поскорее уснуть.
В три утра на въезде в Мандрино нас ждал Владимир Петрович, чтобы отвезти на речку и посадить у заводи, где, возможно, будет утка. Нас заранее предупредили, что ее мало, но что настолько мало, мы никак не ожидали.
Просидев с четырех до восьми утра, мы заметили тлишь одну парочку, описавшую круг над заливным лугом и севшую далеко от нас. Так что, вскипятив чайку на походной плитке и перекусив домашними заготовками, мы поехали снова в комфортное «Караськово» отсыпаться.
Но по дороге я все же решил заехать в деревушку, которая меня удивила в темноте. Раз уж не случилось выстрелить по утке, так не мешало бы хоть экскурсию по местным достопримечательностям совершить. И деревушка эта, скажу я вам, оказалась шедевром, примером того, как много у нас творческих и талантливых людей.
На непримечательной улочке стояли искусно выполненные персонажи сказок (а может, это были куклы, созданные по типам живущих здесь людей?). Мне особенно запомнилась выглядывающая из избушки Баба-яга с гармонью и веселая компания из двух ухажеров и прекрасной дамы. Встретить такое посчастливится не каждому. Нам повезло…
Днем мы лениво обедали в тени вековых сосен в небольшой беседке, а вечером отправились снова в лес, на те же места. Вальдшнеп тянул плохо. Угадать его капризы сложно. В этот раз мы были без трофеев, не то что давеча. Но мы не расстроились.
Ночью я уже летел по трассе домой и был уверен, что вернусь сюда снова, когда откроется охота на сибирскую косулю. А пока в моем телефоне хранятся фотографии как память о прекрасном путешествии в Детчино.