Охота и охотники

Хозяйства и общества

29 мая в программу на ТВЦ Д. Куликова «Право знать» был приглашен Сергей Ястржембский, кинорежиссер, трофейный охотник и путешественник. В своем выступлении он показал себя человеком, знающим охоту, и особенно трофейную.

Фото Unsplash

Его выступление Д. Куликов расценил как политический манифест обращения охотников к не охотникам с целью сохранения охотничьих животных и необходимости их приумножения, а также возрождения охотничьего хозяйства РФ, которое мы потеряли в результате непродуманных действий властей.

Его собеседниками были люди, известные охотникам. Это Т. Арамилева, руководитель РОРС, Э. Бендерский, экс-президент РОРС, президент Клуба горных охотников, Софья Розенфельд, орнитолог. Были также журналисты и киноактеры,отрицательно отзывающиеся об охоте и охотниках.

Надо признать, Сергей Владимирович был убедителен, производил впечатление человека, глубоко разбирающегося в вопросах охоты, сохранения охотничьих животных и необходимости восстановления охотничьей отрасли РФ.

Мы знаем, охота была жизненной необходимостью человека на протяжении тысячелетий. Занимаясь ею, он добывал все нужное для своего существования. Сегодня охота не является источником для добывания средств для существования, за исключением малых народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Она превратилась в дань традициям с сохранением черт и признаков национальной культуры, позволяющей уйти от психологических нагрузок, получаемых индивидуумом в современных условиях. Ему хочется уединения от «шума городского», а от житейских неурядиц его спасают древнейшие занятия — сбор ягод и грибов, рыбная ловля и, конечно, же, Ее Величество ОХОТА.

Каждый выбирает то, что ближе ему по духу и отвечает его потребностям. Я не перестаю задаваться вопросом — что же движет человеком, выбравшим охоту? Более или менее понятно, когда он вырастает в семье охотников, где его с детства окружают ружья, охотничьи собаки, запах принесенной дичи и бесконечные разговоры об охоте…

А вот как приходят в охоту люди, с нею и охотниками до какого-то времени не сталкивавшиеся? «По зову крови далеких предков»? Правда, сегодня есть еще один способ вовлечения в охоту — это дань моде. Быть охотником «круто», особенно трофейным. Есть возможность блеснуть оружием, джипом и трофеями экзотических животных.

Так складываются компании «новых» русских охотников. Но не они определяют лицо современного правильного охотника и охотничьи традиции. Только истинный охотник сегодня с замиранием сердца читает описание охоты у Л.Н. Толстого, отношением участников к самой охоте и ее традициям так ярко выписанных гением великого классика.

Охота сродни любви к женщине, ей присущи такие понятия, как влечение, страсть и желание. В романе «Война и мир» читаем такие строки: «Данило!» — сказал Николай Ростов, робко чувствуя, что при виде этой охотничьей погоды, этих собак и охотника его уже охватило то непреодолимое чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствии любовницы».

Поэт А. Вознесенский в стихотворении «Охота на зайца» еще более откровенно сравнивает увлечение охотой с половым: «Страсть к убийству, как страсть к зачатию…» И сегодня вряд ли кто равнодушно читает или смотрит по телевизору, как охотятся в Западной Европе. Костюмы охотников, ритуал начала охоты и ее окончания — все это дань вековым охотничьим традициям.

А какое глубокое впечатление такая охота производит на нашего соотечественника, если ему довелось принять в ней участие? Мы с разочарованием примеряем эти нравственные одежды на себя и на людей, нас окружающих. Сравнение не в нашу пользу.

На страницах охотничьих изданий моральному облику российского охотника и этике охоты уделяется пристальное внимание. К этой теме я не раз обращался, задавая вопрос, что же такое охота и кто мы, охотники, ныне живущие?

Охоте безоглядно предаются люди, как молодые и пожилые, так и бедные и богатые. Все они натуры страстные, тонко чувствующие и понимающие очарование и красоту охоты. Меня, как и большинство охотников, сегодня беспокоит, что охотничье законодательство и охота в России существуют сами по себе.

В результате былые охотничьи традиции частично утрачены, частично уродливо деформированы, что привело к повсеместному браконьерству. Редок номер любого охотничьего издания, где бы ни сообщалось о браконьерстве в различных регионах РФ.

Не вызывают возражений утверждения многих авторов, что эта вселенская наша беда ставит под сомнение саму охоту и возможность возрождения охотничьего хозяйства РФ.

Для борьбы с этим злом наши чиновники предлагают один путь — «закручивание гаек». Лично я придерживаюсь мнения, сложившегося в последние годы, что единственно приемлемый путь развития охотничьего дела — борьба с бедностью, совершенствование охотничьего законодательства, воспитание охотников и населения в целом. На первый взгляд предложение выглядит демократично и привлекательно. Но мы забываем, в какой стране живем.

И я задаюсь вопросом: «А кто законотворцы и воспитатели?» Если наши «народные» избранники, чиновники-казнокрады, силовики-браконьеры, то уже «назаконотворили» и «навоспитывали». В течение последних 30 лет упорно насаждали культ денег и силы. Теперь, когда почувствовали результат, стали чесать «репу».

Для воспитания охотников и населения нужна четкая программа, которой, к сожалению, нет. Министерство образования и науки в стороне от этой проблемы, а Министерство культуры вообще молчит. МПР бормочет что-то невнятное про охоту и охотничье хозяйство. А власть замахивается воспитывать «охотников и население в целом».

 

Фото Сергея ФОКИНА

Я много раз говорил и повторю снова: любительская охота во все времена была связана с социальными, экономическими и политическими условиями жизни народа. И не последнюю
роль в ней играли господствующая идеология и морально-психологический климат в обществе.

Если верить социологическим исследованиям, то за чертой бедности в России сегодня находятся 35–40 млн человек, да еще безработица в 3–5%. Никто же не удосужился посчитать, а сколько среди них охотников? Вот где неисчерпаемый «резерв» браконьеров.

Народное хозяйство в результате коронавируса и других неурядиц несет убытки, рабочих мест в деревнях и малых городах почти нет, семья голодает и раздета, а по телевизору показывают «рублевскую» элиту, купающуюся в роскоши, загорающую на заморских берегах и рассекающую по теплым морям на дорогущих яхтах.

Люди, глядя на все это, вспоминают народную мудрость — «Трудом праведным не построишь палат каменных». Про политическую составляющую и говорить не хочется. Смута и в головах, и в делах. Строим общество «равных возможностей», но почему-то среди нас равных кто-то оказывается «равнее» других. В обществе господствует идеология наживы.

Я предлагаю к проблеме подойти с другой стороны. Прежде всего, попытаемся внимательнее присмотреться к самим себе. Нас условно можно разделить на три группы.

Первая группа — самые обездоленные. Хотя многим из них не чуждо эстетическое наслаждение охотой. Но и браконьерский кусок мяса для них имеет существенное значение.

Сегодня бедный охотник не в состоянии выложить 2-3 тыс. руб. за день охоты на бекаса, утку или зайца в частных охотхозяйствах, а общедоступные охотничьи угодья от него за десятки километров, но и их пытаются отобрать новые. Я не буду дальше развивать эту мысль, и так все ясно.

Вторая группа — люди более или менее состоявшиеся, интеллигентные. Они не бедны. И в охоте ищут отдохновения для души и заряда бодрости от общения с природой и братьями нашими меньшими. Они не «эстетствующие убийцы», как о них когда-то выразился А. Никольский, доктор биологических наук, зоолог.

К ним я отношу известных охотников как ныне здравствующих, таких как А. Азаров, М. Булгаков, А. Гуляев, так и ушедших от нас О. Гусева, В. Дежкина, М. Калинина, А. Ливеровского, В. Чернышева, Н. Старченко и других.

В их характере по отношению к охоте, как тонко подметил Вадим Чернышев, писатель и охотник: «Если бы от нее осталась одна стрельба — я уверен — все настоящие охотники распрощались бы с ней навсегда». Вот на эту группу охотников и их последователей я и возлагаю надежды. Они не дадут умереть любительской охоте и зачахнуть охотничьим традициям, так как самим Провидением призваны сеять «доброе, разумное, вечное».

Третья группа — так называемые «человеки» с ружьями — олигархи и чиновники. Для них в охоте главное настреляться и «навалять» дичи. Если охотников первой группы еще можно как-то усовестить, а ликвидировав их бедность и сделав подлинными хозяевами угодий, то и до минимума свести браконьерство в их среде. Чего не скажешь о третьей группе.

С этим злом надо бороться всем миром. Наиболее действенный путь — выборы, особенно в Госдуму, которые, кстати, этой осенью. На избирательный участок надо идти не голосовать, а выбирать. Не последнюю роль в этой борьбе должны сыграть и средства массовой информации, особенно охотничьи.

Земля должна гореть под ногами у таких «охотников». Вспомните, как в один из приездов в Россию, Г. Коль, канцлер ФРГ, отказался принять участие в охоте, заявив, если «зеленые» узнают, мне дома житья не будет.

Гете считал, что воспитывать взрослых — безнадежное дело, чтобы чего-нибудь добиться, нужно начинать с воспитания молодежи. Видимо, следует согласиться с классиком. Бережное отношение к природе и всему сущему закладывается в семье и школе, а работу по воспитанию правильного охотника способны выполнить только общества охотников. В охотничьем коллективе каждый член на виду.

Охотники старшего поколения с чувством глубокой благодарности вспоминают своих поручителей и наставников по коллективу. Если обратимся к истории обществ охотников, то увидим, что многие мужчины императорской семьи состояли в охотничьих обществах или их возглавляли.

Так, истории известно, что император Александр II в ноябре 1862 г. принял приглашение «Московского общества охоты» на участие в охоте на медведя. Как записано в документах Московского общества, никто, естественно, не рассчитывал, что «…Государь Император поедет на охоту в такую глушь по приглашению неизвестных ему людей…».

Не погнушался, поехал. А вот с принятием Закона «Об охоте…» государственная власть новой России все сделала для того, чтобы свести на нет роль обществ охотников, и, наверное, ни один охотник не припомнит, чтобы чиновник или депутат был с ним в одном коллективе. Зазорно. Считают ниже своего достоинства.

Поэтому мы и живем в насквозь коррумпированной стране, где даже высшие руководители публично признают факт необязательности соблюдения законов на всех уровнях. Скажу коротко. Это развратить людей можно быстро, а обратный процесс весьма длительный и непременно болезненный.

Читатели могут спросить, а что я предлагаю? Я не раз писал, начинать надо с признания РОРС, ВОО и другие сегодня существующие общественные охотничьи организации «общественно-государственными» (как в Белоруссии). Гражданин, пожелавший стать охотником, обращается к руководству районной или областной охоторганизации по месту жительства с письменным заявлением.

Проходит курс молодого охотника, участвует во всех внутриколлективных мероприятиях (заготовка кормов для животных, в охране угодий, изучает оружие и т.д.), сдает зачет по стрельбе и экзамен комиссии по знанию требований охотминимума. Кстати, он написан А.П. Калединым и А.А. Тихоновым. Доработайте и придайте ему силу закона.

Охотничья организация направляет претендента на медкомиссию, после прохождения ее ходатайствует перед органами Росгвардии о выдаче разрешения на приобретение охотничьего оружия и выдает госохотбилет. Не чиновники выдают билет охотнику, а общество, его принявшее. Вот таков путь становления охотником. Другого не дано.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий