Охота и искусство

История и традиции

Охота неразрывно связана с искусством на всём протяжении пути человечества. Более того, я думаю, что именно охота была одним из факторов, вызвавших искусство к жизни. Искусство было одним из способов самовыражения, призванного закрепить охотничьи успехи – отдельного охотника, семьи, рода. Фрески пещер Альтамиры, Тассили, Эрреро тому свидетели.

И в дальнейшем изображения охоты в искусстве были долгое время одним из доминирующих мотивов – наряду с войной, властными церемониями, религией и любовью. Да и что есть изображение охоты в то время, как не подчёркивание превосходства человека (охотника), демонстрация его власти над природой и его (охотника, опять же) физических качеств? Это и ассирийские рельефы с охотой царей на львов, и египетские фрески, и охотничьи сюжеты в росписях эллинских ваз, и римские мозаики, и средневековые гобелены.

Вообще, нет ни одного значимого направления изобразительного искусства античности, «тёмных веков» и Средневековья, в котором охота не оставила бы весьма значительного следа. Особое изобилие охотничьих сюжетов мы начинаем наблюдать именно в Средние века: охота считалась необходимой тренировкой благородного человека перед войной, а также одним из способов пополнения пищевых запасов и деликатесов к столу. «Охотничьи гобелены» становятся целым направлением искусства, можно даже сказать, массовым, судя по тому, сколько их дошло до наших дней.

Рудольф Френц. Сборы на охоту

В Новое время и позднее, в XIX веке, охотничья живопись оказалась очень популярной и даже легла в основу некоторых специфических жанров. Из титанов у истоков стояли такие люди, как Альбрехт Дюрер. Веласкес, Брейгель. Их охотничьи (и анималистические) сюжеты весьма разнообразны по жанрам и исполнению – от придворных портретов Веласкеса до аллегорий на христианскую тему у Дюрера. Но все они в той или иной степени отражают роль охоты в жизни людей того времени и общества.

Во Фландрии и Голландии тема охоты получила дальнейшее развитие. Ей отдавали дань такие её маститые представители, как Пауль Рубенс, Снейдерс, Фейт, Рисбрак, Вик, Ван Лар (который считается родоначальником голландского направления «сцены охоты») и многие другие. Фламандцы также развили у себя замечательную тему охотничьего натюрморта, которой, с успехом или без – непонятно, пытаются по сей день подражать охотничьи фотографы всего мира. Фламандской же школе принадлежит и одно интересное связанное с охотой произведение, относящееся к 1647 году, кисти Паулюса Поттера, хранящееся сегодня в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург. Это полотно называется «Наказание охотника». Несколько сюжетов, из которых оно состоит, с большим мастерством показывают прегрешения охотника перед зверями. В итоге животные устраивают над охотником и его суд и казнят его.

Классическая французская охотничья живопись, в общем-то, выросла из фламандской, но стала более живой и разнообразной. Первая французская картина на охотничью тему была создана в конце XVII века жившими во Франции фламандцами Николя Дарэ и Никасиусом Бернертом. Через сорок лет после этого охотничья тема во всех своих проявлениях – портреты в костюмах, сельские сцены, сцены лова и добычи животных – буквально расцветает во французском национальном искусстве. Авторы картин на охотничью тему достигают вершин известности и доступных им ступеней социальной лестницы, их заказчиками становятся августейшие особы и высшие аристократы королевства, их принимают в Академию художеств. Также во Франции из живописи охотничьи сюжеты переходят и в дворцовую и парковые скульптуры – но в основном как перепевы греческих мифологических мотивов.

Рудольф Френц. Егерь с тремя борзыми

Английская охотничья живопись на рубеже XVIII–XIX веков приобрела характер отдельного жанра – такого, каким мы его сейчас видим на многочисленных литографиях, принтах, тарелках и в любых местах, где хоть как-то используется слово «охота». Это группы однообразных джентльменов в однообразных красных сюртуках и мундирах на однообразных лошадях с однообразными собаками на фоне однообразных поместий и пейзажей. Тем не менее в этом жанре живописи засветились крупнейшие британские живописцы того времени. А сама конная охота на лисиц считалась в Англии неотъемлемой частью воспитания конного воина и продержалась на островах практически до сего времени.

Русская охотничья живопись также имела собственных мастеров и мэтров. Конечно, в первую очередь нам приходит в голову картина В. Перова «Охотники на привале». Но в русской охотничьей живописи были и Рудольф Френц, и его сын Владимир Френц, и Николай Сверчков, и Михай Зичи, и Алексей Кившенко, и Николай Каразин, и многие другие, менее именитые мастера. Охотничьи живопись и рисунок вплотную смыкались с художественной анималистикой, блестящий синтез этих двух жанров сегодня демонстрирует нам наш современник Вадим Горбатов.

Джон Хаузер. Индейские охотники в зимнем ландшафте

Охотничья лениниана является весьма наглядным примером демонстрации места охоты в культуре раннего СССР. Мы насчитали (причём особо не стараясь) 40 сюжетов с В.И. Лениным в ходовой охоте, с участием егерей, местных жителей, крестьянских детей. В создании этой ленинианы принимали участие такие известные советские художники, как В.И. Гурин, А.И. Саханов, А.В. Моравов, М.И. Сидоров

Американская охотничья живопись занимает совершенно особое место в художественном наследии США. Здесь надо сказать, что она изначально отражала одну из самых значительных вех в истории Северной Америки – пушную охоту и торговлю и жизнь на фронтире. Именно из охотничьей американской живописи «вылупился» очень американский вид искусства – Wildlife Art, буквально – «искусство дикой природы», сегодня широчайшим образом представленное во всех салонах и художественных собраниях от Фэрбенкса до Санта Фе. Этот жанр искусства создавали Фредерик Ремингтон, Харви Браун, Роберто Пруссо, Джон Хаузер. Он продолжает развиваться и сегодня, но требует и отдельного исследователя, а также много страниц издания.

Источник

Оцените статью
Добавить комментарий