Первую часть читайте здесь: Традиционные ножи коми. Истоки. Часть первая
- В отличие от сложных в производстве для своего времени импортных ножей, попадавших с купцами к населению Перми Вычегодской, ножи местного производства были достаточно просты. Никаких технологических излишеств они, вероятно, не имели. Лишь стальной или железный клинок и деревянная рукоять.
- Клинки
- Рукояти
- Ножны
В отличие от сложных в производстве для своего времени импортных ножей, попадавших с купцами к населению Перми Вычегодской, ножи местного производства были достаточно просты. Никаких технологических излишеств они, вероятно, не имели. Лишь стальной или железный клинок и деревянная рукоять.
Насколько форма этих ножей отличалась от ножей коми этнографического времени, в настоящее время судить трудно. Пара образцов, которые могли бы дать более-менее полное представление о ножах местного производства того времени, до настоящего времени не сохранились и существуют лишь в виде рисунков, сделанных сразу же после обнаружения. Рисунки были опубликованы в одной из работ доктора Э.А. Савельевой, которая является автором большинства исследований, посвящённых Вымской культуре (Перми Вычегодской).
Клинки
Среди найденных в археологических памятниках Вымской культуры железных клинков часто встречаются образцы, практически полностью аналогичные тем, что ещё сравнительно недавно использовались в охотничье-промысловом быту коми населения. Сразу оговоримся, что из всего многообразия различных типов клинков, встречающихся в археологии (боевые, столярные, скорняжные, столовые, универсальные хозяйственно-бытовые и охотничьи), нас интересуют универсальные хозяйственно-бытовые и охотничьи клинки (боевые в данном случае не рассматриваются, так как их было найдено всего несколько штук).
Образец полосы с прямым обухом. Раскопки Э.Савельевой
Среди боковых профилей обнаруженных клинков преобладают три основных типа:
- профиль с прямым обухом, для которого характерны параллельно расположенные обух клинка, лезвие и ось хвостовика;
- профиль с понижением линии обуха по прямой либо по выпуклой дуге относительно оси черенка-хвостовика (drop-point). Клинок такой формы изначально несколько легче клинка с прямым обухом и одинаково хорошо приспособлен как для реза, так и для укола (так как острие расположено на линии оси хвостовика);
- клинки с прямым обухом, имеющие скос обуха к острию (встречаются редких случаях).
Насколько позволяют судить сохранившиеся образцы, для большинства клинков было характерно клиновидное сечение с прямыми спусками от обуха. Пята клинка всегда отсутствует, а потому рабочая часть (лезвие) сразу переходит в заплечики. Данная схема строения клинка повсеместно встречается и в традиционных ножах этнографического времени, характерных как для коми, так и для других финских народов.
Длина клинков ножей, которые условно относятся к охотничьим и универсальным хозяйственным, варьируется в пределах от 100 до 120 мм. Вследствие сильной сработанности в ряде случаев не всегда удаётся точно установить первоначальную длину клинка: она «съедалась» постоянным перезатачиванием. Кроме того, на археологическом материале своё дело сделала и коррозия. Зато ширина клинка у основания в области пяты, как правило, всегда известна точно: участок лезвия, который граничил с рукоятью, никогда не затачивался и не срабатывался. Обычно ширина клинков колеблется от 15 до 23 мм. Толщина обуха ножей указанной длины, в зависимости от материала, варьировалась в пределах от 4 до 6 мм, что, в общем, было обычным для ножей того времени. Форма черенка-хвостовика в профиль чаще всего приближается к треугольной форме. Обычно длина хвостовика составляет 1/2 либо 2/3 длины клинка, что подразумевает всадной монтаж рукояти.
Образец полосы со скосом обуха к острию. Раскопки Э.Савельевой
Ножи, откованные целиком из стали, являются крайне редкими находками для этих мест. В основном клинки изготавливались сварными, где лезвие из более качественной стали методом кузнечной сварки соединялось с менее качественной железной основой. Среди различных технологических схем изготовления клинков наиболее часто встречались три:
- технология трёхслойного пакета (ламинат), при которой слой наиболее качественной стали размещался между двумя слоями обычного железа или стали более низкого качества;
- технология варки стального лезвия в железную основу (появляется в начале XII в. и получает наибольшее распространение в XII–XIV вв.);
- технология торцевой и косой наварки стального лезвия на железную основу.
Последняя схема вместе с предыдущей, вероятнее всего, были принесены переселенцами с русских территорий. Они же характерны и для импортных изделий русских ремесленников. В основном клинки, откованные таким способом, преобладают в памятниках со смешанным финско-русским населением либо русских памятниках указанного периода и мало распространены в памятниках Вымской культуры.
Зато технология изготовления трёхслойного пакета, освоенная местными кузнецами ещё в X–XI вв. и являвшаяся наиболее древней среди всех сложных кузнечных технологий, использовалась древнекоми населением повсеместно. Она сохранилась в этих местах вплоть до XVII вв., в то время как на территории Московского государства данная технологическая схема давно ушла в прошлое. Кроме того, автору удалось зафиксировать информацию об отдельных фактах её использования уже в первой трети XX века. Один из старейших кузнецов села Помоздино Устькуломского района рассказывал автору о том, что в 1930-х годах из-за нехватки качественной стали местный кузнец, с которым ему часто доводилось общаться, применял эту технологию при изготовлении ножевых полос. Но, как уже было отмечено, происходило это всякий раз и во все века не от хорошей жизни, а в связи с отсутствием поблизости развитой металлургической базы и, соответственно, острой нехваткой качественного стального сырья.
Рукояти
В настоящее время мы можем лишь предполагать, какую форму в большинстве своём имели рукояти ножей времён Вымской культуры и насколько они были в этом плане схожи с ножами коми этнографического времени. Единственное, о чём мы можем говорить с уверенностью, так это о том, что материал, использовавшийся для изготовления рукоятей, за прошедшие столетия совершенно не изменился. Благодаря дендрологическому исследованию образцов древесного тлена, взятых с хвостовиков ножевых полос, обнаруженных на памятниках Вымской археологической культуры, мы знаем, что рукояти ножей изготавливались из прямослойной и свилеватой древесины берёзы и прямослойной древесины осины. Кроме того, для изготовления рукоятей также использовалась корневая часть древесных растений (так называемый капокорень), занимающая по своим прочностным характеристикам промежуточное положение между прямослойной древесиной и сувелем.
Остатки деревянного вкладыша ножен. Раскопки Э.Савельевой
Ножны
При раскопках памятников Вымской культуры было обнаружено несколько образцов, которые в настоящее время позволяют судить о том, как и из чего изготавливались ножны местного производства XIII–XIV вв. Судя по сохранившимся остаткам, при их изготовлении использовались кожа, дерево и берёста. В первом случае кожаные ножны представляли собой одну деталь из кожи, которая перегибалась пополам и прошивалась по краю толстой нитью из растительных волокон. В другом случае кожаная часть состояла из двух деталей, сложенных вместе и прошитых по краям. Остатки древесного тлена и берёсты, сохранившиеся на клинках найденных ножевых полос, могут свидетельствовать о том, что в некоторых случаях кожаные ножны могли содержать внутри деревянный или берестяной вкладыш либо быть целиком изготовлены из дерева или берёсты.
К сожалению, отсутствие, за редким исключением, на территории Республики Коми исследованных археологических памятников позднее XIV в. лишает нас возможности отследить в полной мере дальнейший ход эволюции ножа коми. А жаль. Ведь в XVI–XVII вв. коми ножу суждено было стать легендой своего времени. Но это уже совсем другая история…
На острие клинка, апрель 2020 г.