Случается, что первый лед встает как-то неожиданно быстро. Буквально несколько ночей по 8-10 градусов – и укрепился на многих малых водоемчиках первый лед. Местами лед укрепился до 15, а то и более сантиметров! Но все-таки он еще не такой крепкий, чтобы чувствовать себя на нем совсем свободно.
Фото: Иван Семенов.
Накануне чуть не пришлось искупаться в промоине, причем дело произошло не где-нибудь на речке с быстрым течением, а на небольшом пруду у самого берега.
Первый лед все еще хранит в себе опасности, тем более что выпал снег и совсем запрятал многие экстремальные места.
Клев – на уровне такого плана водоемов.
Окунек, плотвичка, ротанчик, карасик – как из пулемета.
Сейчас лед на таких прудах уже достиг солидной толщины, местами до 15 см, и праздник перволедья здесь закончился.
На большинстве малых прудов наблюдается глухозимье.
Вот так оно часто бывает: пропускаешь одни выходные, а на следующие попадаешь на отвратительный глухозимный клев.
Так, на пруду в черте города, очень дурной клев.
Хотя рыбы – окуня, плотвы, ротана – предостаточно. Наш последний выход на этот пруд дал понять, что здесь уже царство глухой зимы – за полдня лишь пара поклевок на блесну и мормышку. Рыба не ловится. Такая же ситуация и на ряде других малых городских прудов.
Поинтересней рыбалка происходит на более крупных водоемах. Так, на относительно большом пруду, что в Побоях, довольно смел окунь. Клев полосатого по всем признакам – самый что ни на есть перволедный: применяются крупные блесны и балансиры, и редко кто подумывает поставить мормышку и уж тем более насаживать мотыля.
Окунь ловится средний, крупный на таких замкнутых водоемах очень капризен, и лишь единицы могут ловить его систематически и целенаправленно. А так, случается, понравится какому-то залетному горбачу яркая приманка – и окажется на льду. Но вот ждать поклевку другого такого же крупного уже не стоит.
Пруд этот также знаменит большим количеством карася и карпа. Признаться, на окуня здесь нападают только по зиме, все остальное время здесь ловят карасей и карпов. Сейчас пока неизвестно – как обстоят дела с этими летними рыбами, ловятся ли со льда, все сосредоточены на окуне, но на блесну случается ненароком забагрить карпа.
Все еще радуют активным клевом проточные водоемы и крупные озера. Лед местами здесь бывает все еще хиловат, приходится пользоваться пешней, проверяя опасные участки на ощупь. Но рыбалка здесь интересная: у берега активен окунь и плотва, на отдельных речках – довольно крупные.
На Варламовке под берегом можно быстро наловить много ладошечных окунишек и плотвиц. На жерлицы поклевывает щука. Та же история и на недалеком от речки озере Астраханка. Окуневая мелочь под камышами, рассредоточенная бель на поливе и некрупная щучка между окуневыми и плотвиными территориями.
Клев все еще хороший, перволедный, но к середине декабря, как это обычно бывает, он затихает. А сейчас окунь ловится на активную игру и совсем не капризничает. Разве что где-нибудь к обеду нападает на него вялое настроение, и поклевки идут тихие, на стоячку.
Но ближе часам к трем вечера поднимается вторая волна клева – и до самой темноты окуни звонко стучат по мормышке. Плотва ловится ровно целый день, сложность ловли заключается не в том, чтобы ее соблазнить, а в том, чтобы ее, рассредоточенную, найти. И щуку надо поискать. Она не стоит в самых камышах и не держится открыто на поливе, она притаивается где-то между – чаще на свале, что идет от камышей, или в корягах недалеко.
Выходы мы наблюдали ранним утром, еще в темноте, и до 11:00-12:00 – в это время попадалась некрупная травянка до полутора килограммов, и случался еще один выход вечером, перед самым закатом – в это время попадались крупные экземпляры.
На больших реках с более мощным течением ситуация с клевом еще лучше. На Суре, в ее затонах, и на Белавке в первые дни перволедья клев щуки был превосходный, флажки загорались один за другим. Но сейчас произошла какая-то аномалия, щука, конечно, попадается, но очень много пустых поклевок.
Щука хватает живца, стягивает максимум полметра лески и стоит. Ждать приходится очень долго. Большинство клюнувших щук отваливается по дороге к лунке и лишь единицы попадают на лед. С чем связано такое поведение хищниц – сказать сложно.
Ясно одно: клев на этих местах еще не закончился. Вот-вот щука должна снова активизироваться. Здесь же, на Суре, скоро должен пойти лещ. Как укрепится фарватер и установятся крепкие морозы – уже ближе к концу года – активизируется крупный лещ. Пока же лучше акцентироваться на щуке, на прибрежных участках и в протоках – там безопаснее, а как укрепится фарватер – добро пожаловать на только начавшийся лещовый жор! Вместе с лещом пойдет и судак с бершом.
Местами покрываются льдом и волжские водохранилища. Сидельниковский затон, а вернее, система проток в Сидельниково порадовали просто бесперебойным клевом разнокалиберного окуня. Клев просто сумасшедший! Но ледовая обстановка крайне неблагоприятная.
Важно понимать, что уровень воды здесь колеблется очень ощутимо, сказывается близость ГЭС. И в какой-то момент тонкий лед может просто потрескаться и отойти от берега. Но это не останавливает очень многих любителей подледной рыбалки.
Вместе с окунем попадается и плотва с красноперкой. Эти локализируются в той же системе проток, но выбирают более спокойные участки, без течения. Здесь и лед потолще. Рады и любители жерличной ловли. Местная щука по своему характеру больше напоминает судака: собирается в стаи, ловится на течении, может держаться на больших глубинах. Посему, если у жерличника на каком-то участке начинаются поклевки, то жерлицы загораются одна за другой, пока щучья стая не пройдет дальше. Бегают за щукой и балансирщики. Их щука жалует меньше, зато вот озверевшие окуни проходу не дают.
Чебоксарское водохранилище пока еще не обросло прочным ледовым покровом. На городском заливе лед уже достаточно толстый и, видимо, перволедье здесь закончилось – окунь и плотва ловятся из рук вон плохо. Все на стоячку, и то – один хвостик с лунки, и можно бурить дальше.
По всем признакам – уже глухозимье. Несмотря на то, что рыбы много, среди зимы она ловится очень плохо: видимо, сказывается кислородный режим. Течения здесь нет, со дна постоянно выделяются какие-то газы, и у рыбы кислородное голодание. В такие моменты она не очень хорошо ловится на любительские снасти.
Волга толком еще не встала. Думаю, безопасно передвигаться через волжский фарватер можно будет лишь в декабре. В заливе Речного порта скоро начнется увлекательная охота за окунями. В отдельные года здесь попадались очень внушительные экземплярчики. А пройдет еще какое-то время – и, возможно, зайдет в речной порт и волжская сорога с язем.
Словом, несмотря на то, что на многих водоемах уже глухозимье, все равно где-то еще и льда-то приличного нет, а значит, все самое интересное только начинается!