Вода уже у берегов, на водоем не выйти. Через несколько дней половодье. Грустно… Лишь в конце сезона смог я ступить на лед. Впрочем, и раньше, когда я бурил лунки, начиная с декабря, всегда меня навещала грусть по ускользающему зимнему сезону. Наверное, так должно быть. Мы не хотим расставаться с чудесным временем.
Первый окунек. Фото: Трембицкого Алексея.
Что может быть прекраснее таинства вырывающегося наружу вслед за пробкой из нарубленного льда, когда вытягиваешь ледобур, словно штопор из бутылки…
Жидкая вода растекается по твердой.
Соединяется два мира: подводный и надводный.
Садишься над только что созданной лункой, вытаскиваешь шугу и смотришь в глубину; ничего не видно, но там точно есть, непременно есть волшебство.
А над головой сказочное небо.
И ты в центре, в центре мироздания!
Удивительное чувство.
Успокоение, гармония и вдохновение…
Все мои выходы на лед в этом году оказались непредсказуемыми, я просто не вытерпел. Думал, пропущу сезон, раз уж не складывается. А потом испугался, что зима кончится, а я так и не забурюсь, не опущу мормышку, не увижу любопытного окунька на фоне снега или красноглазую красавицу плотву, соблазненную игрой обманочки. А как же без этого? Эх, раньше надо было себе задавать этот вопрос…
Впрочем, я все же успел. Схватил прошлогодний ящик с зимними снастями и ледобур, одел зимний костюм и пошел к пруду, где, как я надеялся, не было замора. Мотыля и прикормку не брал. Я вообще не готовился. Взял снасти, сложенные еще в прошлом году и зашагал с единственным желанием: дойти, пробурить, опустить, поиграть. Остальное – не важно!
Вместо живой насадки – мормышка-безмотылка с красной ниточкой. Я начал медленно играть и где-то на проводке десятой почувствовал поклевку. Ну, надо же! Стал играть снова. И не напрасно — «окунек-с ноготок» был выдернут из родной стихии, чтобы оставить память о себе на фотоснимке и скорей вернуться в свой домик. За ним последовал еще полосатик такого же калибра.
|
Второй окунек. Фото: Трембицкого Алексея. |
А потом третий, ну может чуть крупнее предыдущих, назовем его «окунек-с пальчик». При этом все три собрата были вытянуты из разных лунок, отстоящих примерно в 3-4 метрах друг от друга. Ловил я на глубине около 1,5 метров, чередовал плавную игру с поднятием и опускаем с высокочастотным дриблингом на одном месте.
Интересно, что поклевки происходили в полводы, и только в том случае, когда я начинал движение от самого дна, точнее, даже с постукивания по дну. Учитывая немалую заилиность водоема, подозреваю, что именно касание приманкой дна приводило к образованию мутноватого облачка в придонной точке, выходящая потом из этого облачка игривая приманка привлекала рыбку и провоцировала на поклевку.
При этом стоит полагать, что рыбы в данном месте было не много, по крайней мере, именно этим я могу объяснить тот факт, что более одной поклевки в лунке не случалось (если не считать первую пропущенную поклевку и за ней вторую – реализованную).
На этом первый «трудовой подвиг» был завершен. Время пребывания на водоеме составило немногим больше 1,5 часов. Внутри кто сказал: «Ваше время вышло». Мысленно я послал этого кого-то куда подальше. Но объективно уже стало темнеть, и я зашагал в обратный путь. Благо водоем в пешей доступности, а из всех сборов только удилище в ящик засунуть, да бур сложить.
Но здесь меня ждал небольшой сюрприз. Толщина льда составила не менее 70 см, и мне пришлось удлинить ледобур (телескопическая конструкция) для более удобного использования. Обратно же конструкция собираться не захотела, замерзла. И никакие постукивания не помогали, а идти с таким длинным орудием до дома не хотелось. Пришлось снимать ледяной замок на месте.
Выручил не всем известный, но очень эффективный способ. Нужно опустить бур по самую рукоятку в лунку и подождать, минут 7-10. Затем следует вынуть ледобур и быстро сложить. Ну, вот, полный порядок!
Второй выход на тот же пруд не сильно отличался от первого. Все тоже самое, только небо более ясное, а на крючке безмотылки повисла бойкая плотвичка! Смотрела она на меня своими яркими-яркими глазками, крутила хвостиком, в общем кокетничала перед фотообъективом…
Но потом признала себя истинной дамой моего сердца, успокоилась на 10 секунд и уже с новой страстью завиляла всем тельцем уплывая обратно, вниз по образованную буром колодцу, к своим сородичам.
|
Плотвичка. Фото: Трембицкого Алексея. |
В этот раз я использовал другую мормышку и оснащение удочки, вероятно это и сподвигло на поклевку плотвицу. А потом довольно долго поклевок не было вообще. Я набурил около 10 лунок. Попробовал в каждой игру на всех возможных горизонтах.
Но, увы.. Наверное, у рыбок состоялось внеочередное совещание по случаю приближения весны и они позабыли о том, что я уже их заждался.
Временное ограничение не позволило мне и на этот раз задержаться надолго. Впрочем, вот такие выходы-короткометражки оказались мне очень полезны. Я искренне сожалею, что не прибегал к ним раньше.
А пока стоит сказать о моем третьем приходе на пруд по уже можно сказать отработанной схеме. Несколько лунок, несколько рыбок-окуньков…
Вот только на этот раз я забыл взять с собой шумовку. Но не возвращаться же домой! Подобрал палочку, снял кору, немного распушил кончик и этим инструментом прекрасно пользовался все время. Скажу больше — забрал сие орудие с собой.
|
Рыбацкое счастье. Фото: Трембицкого Алексея. |
Примечательно, что в этот день я наловил рыбок больше, чем прежде. И клевало по несколько раз в каждой лунке.
Конечно и приближение теплой погоды, и «волшебное» давление с направлением и скоростью ветра, про которые так много любят рассказывать, а еще больше слушать, сыграли свою роль в плане повышения активности рыбы. Но, я склонен думать, что еще одна причина кроется именно в той самой палочке, которая заменила мне шумовку.
Уже и раньше я наблюдал, как некоторые рыбаки, стараются минимизировать шум на льду, и тем более возле самой лунки и с этой целью не убирают шугу. Но как тогда опускать приманку?
Для этого шестиком делается, условно говоря, проход в шуге и, пока шуга не сошлась, опускают в место этого прохода приманку. Как ни странно, но сходящаяся шуга не мешает игре.
Завершилась эта рыбалка обрывом, причем обидно, что к числу погибших на поле боя прибавилась хорошая мормышка с очень редкой бусинкой. Таких у меня практически не осталось, а они свою работоспособность подтверждали не раз.
Причина случившегося – старая леска. Диаметр 0,08 мм, возраст – 3-4 года. Произошел зацеп за нижний край лунки и даже небольшого натяжения хватило, чтобы произошел разрыв.
Поэтому желательно проверять перед рыбалками прочностные характеристики лесок, особенно если они заканчиваются ценными приманками.
Кстати, может я не прав, но, на мой взгляд, раньше лески сохраняли прочность дольше, а теперь 2-3 года и меняй! Некоторые рыбаки каждый сезон меняют. Хотя, может это касается только тонких лесок, с толщиной менее 0,1 мм ?
Впрочем, не такое уж это и страшное событие – обрыв. Какая рыбалка без этого? Так что переживать не стоит.
Говорят, аппетит приходит во время еды. После таких кратковременных выходов на лед очень захотелось выбраться на последний лед, причем на большой водоем да с палаткой. Казалось бы, да куда уж?! На свой пруд-то с трудом нашел время. А тут…
Но вот вступило же что-то в голову. И надо сказать собрался.
Придумал выходной и поехал. Ночь не спал, приехал к рассвету на Яузское водохранилище, прокатив аккурат 250 верст. Место по прошлым годам хорошо знакомое. Добрался до привычных точек. Повезло, что в тот день был чуть ли не последний ночной заморозок, и воды под ногами не было. Поставил палатку. Такая традиция. Забурился. Толщина льда не менее 50-60 см. Закормил лунки. Глубина 7,5-9 метров.
Здесь уж я брал с собой и самостоятельно сваренную прикормку, и мотыля в должном количестве. Затем сел на стульчик, достал бутербродик, чай из термоса…
|
Зимняя идилия. Фото: Трембицкого Алексея. |
Сижу, в палатке как в раю. По крайней мере, вполне можно себе представить, что в раю именно так все и бывает. Даже ловить особенно не тянет. Потому что так сильно хотелось приехать и так это далось не легко, что уже одно пребывание на любимом водохранилище казалось огромным счастьем!
Посидел, помечтал, не торопясь (вот, что очень важно!) достал поплавочные удочки, размотал, опустил… Нет, право, удивительно хорошо!
Потом достал удочки с мормышками, начал играть на тульскую мормышку. Как на нее окунь сел я даже не понял, практически не почувствовал поклевки. Ну, что ж такое вот начало. А времени, наверное, было часов 8 утра.
Осмотрелся. Вокруг рыбаков уже много, хоть и будний день. Но какой бы день не был, а период последнего льда – в приоритете.
Все ловят и я ловлю. У всех не клюет, и у меня не клюет. Все ходят от лунки к лунке, и я прохаживаюсь. Половил даже на 5-и и на 3-х метрах. Тишина. Интересно, думаю, так все и закончится одним окунем?
Впервые в жизни в такое время года наблюдаю отсутствие клева. Постепенно рыбаки расходятся. Но мне уходить не хочется, я удобно устроился в палатке, да и не за рыбой я, откровенно говоря, приехал.
А зачем тогда приезжать в такую даль? Резонный вопрос. Но отвечу на него просто – для души и хорошего самочувствия. Уже давно рыбалка для меня несет целебное действие, помогает мне наладить здоровье. Так что есть рыба или нет для меня второстепенно.
Хотя, конечно, когда клюет вообще красота. Зато, когда не клюет, начинается поиск причин тому сопутствующих и что самое интересное – происходят любопытные открытия. Так что всякая рыбалка – есть действие не только приятное, но и полезное.
К числу последних открытий можно отнести то, что не всегда рыба отзывается на игру (с живой насадкой или с обманкой). Это трудно объяснить.
Обычно, поплавок может пол дня молчать, а только начинаешь игру и поклевки идут одна за другой. Или же клюет только на безмотылку, а до мотыля не дотрагивается — такое тоже теперь мне понятно (изначально это казалось фантастикой!).
Но вот, чтобы игра игнорировалась рыбой, а поплавок пусть не часто, но все же работал… Пришло время столкнуться и с такой ситуацией.
В общем, ловилось в этот день крайне плохо, к концу дня все рыбаки уходили с водоема с кислыми лицами и все судачили об одном и том же: «А вот раньше… Мешок плотвы…и т.д.»
Я перепробовал более десятка мормышек и не менее 5 чертиков. И нет результата. Но параллельно у меня в лунках стояли две поплавочные удочки. Одна простая, а вторая с коромыслом.
Так вот, хоть мой улов более, чем скромен, результативные поклевки в основном были на коромысле. Причем, это коромысло мною в свое время было немного доработано.
Я не привязываю к кончикам коромысла (к усам) поводки. Я делаю один поводок длиной больше развода усов коромысла в 3-4 раза с крючками на концах. Получается отрезок лески с крючками на концах, который продеваю в коромысло таким образом, чтобы этот поводок свободно двигался. На мой взгляд, это увеличивает количество результативных поклевок.
Дело видимо в том, что при поклевке рыба не чувствует сопротивления (коромысло с грузом лежит на дне) и заглатывает спокойно наживку. При этом другой крючок подвигается до уса коромысла. И только после этого рыба почувствует сопротивление, дернется, но засекается, так как приманка с крючком уже глубоко внутри рыбьего рта.
На поплавок с обычной оснасткой попалось лишь две рыбки. Еще одна попалась-таки на игру, но на нижний «вагончик паровозика», роль которого исполнил маленький чертик, украшенный разноцветным бисером. Так что лидировало коромысло.
|
Три лунки в палатке. Фото: Трембицкого Алексея. |
В целом рыбалка доставила мне немалое удовольствие. Ее завершению способствовал мой очередной безуспешный обход в поисках активной рыбы в зоне видимости палатки. По возвращению я увидел утонувшие в лунках поплавки, достал с трудом одного хорошо севшего на крючок подлещика, который запутался в обеих снастях, да так сильно, что лески требовали замены… Ну, что ж, стало быть пора!
— Не будь дураком, сказал я себе, ходи на рыбалку чаще! — по-моему, я даже произнес это вслух.
Собираясь, чуть не побежал догонять палатку, уже готовую взлететь от порыва ветра. Лед начал таять и все ввертыши лежали в воде. Ну, что ж, весна!
Обратно шел долго пешком, смотрел на искрящейся лед в лучах уже собирающегося садиться солнца. Потом подсел на буран с такими же рыбаками. На душе было светло. Все-таки успел порыбачить!
Сейчас, убирая зимние снасти, вспоминаю все четыре рыбалки, как одну целую. Ну, казалось бы, уж что такого особенного было в них?! Чем они принципиально отличаются от прошлых? Задумываюсь. И сам же отвечаю: другие они. Каждая по-своему удивительна!
— Но самые интересные – впереди! – это мне моя шестиметровка из уголка говорит.
– Не тяни время, скоро лед сойдет, пора на меня поплавочек нарядить!
А ведь и правда!